18 июня 2021 02:06
Количество просмотров: 301
Четверо выпускников заявляются домой к своей школьной учительнице, чтобы поздравить ее с днем рождения. Но, как выяснится, делают они это вовсе не по доброте душевной, не потому, что они знают, как «дорогой Елене Сергеевне» одиноко (ее мать тяжело больна и находится сейчас в больнице), и не потому, что в этом году они расстаются с любимой учительницей, уходя во взрослую жизнь. С букетом и подарком они пришли, потому что у Елены Сергеевны есть ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы по математике. У каждого есть повод, чтобы пойти на подлог, и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако события начинают разворачиваться совсем не по плану, Елена Сергеевна отказывается отдавать ребятам ключ. На протяжении всего действия она пытается привести ошалелых подростков в чувство, но они только опускаются все ниже в своих попытках заполучить то, что им нужно. В конечном итоге злополучный ключ так и останется лежать в квартире Елены Сергеевны, и победителей в этой «схватке» тоже не будет. Учительнице не удается изменить мировоззрение своих учеников, а подросткам – исправить свои оценки. Пьесе Разумовской уже много лет – впервые она появилась на сцене в 1982-м, потом была за-прещена на несколько лет, как «идейно вредная», получила новую жизнь в конце восьмидесятых после экранизации Э. Рязанова (кажется, это его единственный фильм о молодых, нетипичный и слишком категоричный). В чем ее секрет? Может быть в том, что тема противостояния идеалов – вечна? Режиссер Вячеслав Смирнов сделал свою героиню моложе, чем это предполагалось в пьесе изначально – Елене Разумовской больше сорока, героине фильма Рязанова, по которому «Елена Сергеевна» сегодня известна большинству зрителей, столько же. Елене Смирнова – едва за тридцать. – Я пошел на это сознательно, – говорит режиссер, – потому что конфликт ценностей – он не только родительско-детский, зачастую это вообще не имеет отношения к возрасту. Тем более сегодня, когда разрыв между людьми одного поколения может быть просто космическим. Выбирая исполнительницу для роли Елены Сергеевны, Вячеслав Таласпаевич обратил внимание на Александру и сразу, по его словам, понял – да вот же она! Хрупкая, романтичная барышня, в которой, тем не менее, угадываются большая внутренняя сила и достоинство. До этого у Александры Суховерковой была одна заметная роль – Марии в спектакле «Восхождение на Хан Алтай». – Моя Мария – студентка, таинственная возлюбленная Чорос-Гуркина, возможно, никогда не существовавшая в реальности, ведь никаких подтверждений их знакомства и общения нет. Этот образ в спектакле – второстепенный, он всего лишь оттеняет одну из граней личности главного героя, – говорит актриса. – И она чем-то похожа на Елену Сергеевну – романтичная, искренняя, возвышенная. Но она легкая. И жила в другое время. – А на Вас она похожа? – Думаю, что во мне больше от Елены Сергеевны. Она честная, искренняя, что называется «правильная». И эти же качества она ценит в других – ей нравится, когда к ней идут открыто. – Я знаю, что вам всем было запрещено смотреть фильм, по которому большинство зрителей помнят эту историю. А потом, после премьеры, Вы его посмотрели? – Посмотрела и пожалела. Во-первых, неминуемы сравнения – и не в свою пользу. А потом, у нас немного другая история получилась… – Много лет назад, когда фильм только вышел на экраны, у молодых зрителей он вызвал отторжение. Не потому, что сама ситуация возмутительная, а потому, что он получился практически приговором молодому поколению, которое назвали безнравственным и потерянным. Елена Сергеевна так неодно-значно была воспринята, потому что она как раз и огласила этот приговор – от лица поколения родителей. Ваша героиня – другая, в ней нет той жесткости. – То, что родители не всегда могут понять и принять ценности детей, – это обычная ситуация. Я хотела показать, что Елена Сергеевна не может подстроиться под своих ребят. Не потому, что не хочет, а просто она – другая, и это не значит, что они – монстры. – Вячеслав Смирнов, рассказывая о своем видении пьесы, отмечал, что на самом деле ценности для разных поколений одни и те же – внутренняя цельность, умение понимать другого, способность различать, что хорошо, а что плохо, ценятся одинаково во все времена. Беда в том, что Елена Сергеевна как педагог не может показать своим ученикам внятный пример того, как успешно выстроить свою жизнь в согласии с этими хорошими понятиями. – Учительство вообще очень тонкая сфера. Ведь учитель – почти как родитель, старший, главный. В этой роли мне было очень важно донести до зрителей, до детей, которые смотрят на тебя из зала, то, что нельзя добиваться своих целей таким способом! К решению вопроса можно было подойти по-другому! – То есть Елена Сергеевна могла бы им помочь? Это неожиданно. – Хотите, попробую ответить от лица героини? Там все начинается с подкупа, с лукавства. Они поздравляют меня с днем рождения, задают вопросы про маму, выясняют, что она больна и ей нужна особая помощь,– то есть залезают мне в душу, а потом резко наносят удар. И мой мир рушится: я ведь верила, что они пришли ко мне с поздравлениями и подарком, потому что они любят меня, ценят, благодарны за школьные годы, за то, что я несла им что-то прекрасное – через уроки, общение. А если бы они просто и прямо сказали, в чем их сегодняшняя проблема, я бы постаралась им помочь, найти приемлемый выход, необязательно такой, как предлагали они. Потому что мне понятны их мотивы и мечты. Паша хочет стать филологом, у него талант. У Вали пьющий отец, неподходящая компания, для нее поступление в институт – шанс не выстраивать судьбу по образу родительской. Ляля, живущая с мамой в коммуналке, видит во мне свое возможное будущее – одинокую жизнь рядом со старенькой мамой, и это ее пугает. Все они пытаются вы-браться из своего неблагополучия – неужели бы я не поняла их и не постаралась помочь? – Но ведь Ляля как будто для себя ничего не просит. Она все равно нуждается в помощи? – Я думаю, что да. – От режиссера знаю, что еще на моменте знакомства и обсуждения пьесы Маргарита Гринь (исполнительница роли Ляли) сказала, что для нее вообще недопустимая ситуация – прийти домой к учителю, да еще и с такой просьбой. – Да, для Маргариты было бы сложно не то что с просьбой, просто домой к учителю прийти – это противоречит ее внутреннему миру, такое поведение героини явно вызывало отторжение. – Это, кстати, чувствовалось. Ее Ляля не воспринимается циничной или просто дурой (как в фильме). Кажется, что девочка просто примеряет на себя роль стервочки, но еще не решила для себя – нужно ли ей это. Такая Ляля – более близка большинству юных зрителей, мне кажется, большой ошибкой было огульно обвинять молодых в испорченности! – А Вам не показалось, что Ляля в исполнении Маргариты – это маленькая Елена Сергеевна? Ведь в ней на самом деле чувствуются цельность, порядочность. – А Володя, который, собственно, все и затеял? Нуждается ли в помощи он? – Володя – это другое. Ему самому ничего не нужно – он прекрасно написал экзаменационную работу, у него практически в кармане студенческий билет благодаря связям влиятельного отца. Он просто задумал комбинацию и загадал: если она сложится так, как он хочет, значит, ему повезет и в чем-то большем. Он кидает своих друзей в конфликт и смотрит, что из этого получится, примеряет на себя роль вершителя судеб. Хотя уязвимое место есть и у него – он хочет быть круче отца, самому себе доказать, что это так. Если бы Паше, Вале и Ляле я бы помогла, их желания и цели мне понятны, то с Володей – вопрос. Он должен понять, что такими методами добиваться целей нельзя, это недопустимо. Как недопустимо играть чьими-то жизнями. – Кстати, в первых постановках и фильме этот герой оставался безнаказанным. А в постановке вашего театра возмездие его все же настигло. Но финал пьесы остается открытым – не совсем ясно, что происходит с Еленой Сергеевной. Мрачная обстановка фильма подталкивала зрителя к мысли, что случилось непоправимое… – А наш спектакль заканчивается демонстрацией неба. Я считаю, что у героев не все потеряно. Происходит катарсис – но это ведь не гибель, это надежда. Чем хороша театральная постановка? Тем, что это не застывшая раз и навсегда форма. Каждый выход актеров на сцену – уникален, всякий раз они раскрывают образы немного иначе, более глубоко. Сегодня арсенал Александры Суховерковой пополнился еще одной значимой работой – в спектакле «Волки и овцы» (реж. В. Смирнов) она сыграла главную роль Меропии Мурзавецкой. Возможно, и в образе Елены Сергеевны появятся новые оттенки. .................................................. Александра Семенова