21 мая 2021 02:05
Количество просмотров: 355
В 2020 году в Послании Федеральному собранию президент страны отметил проблему обеспечения школьников горячим питанием. В масштабах страны данная программа, на реализацию которой направлены ресурсы федерального, регионального и муниципального бюджетов, должна реализоваться до сентября 2023 года. На сегодняшний день для всех школ района, включая отдаленные, обеспечена бесперебойная поставка продуктов. Все контракты с поставщиками прошли процедуру торгов на элек-тронной площадке, что позволило оптимизировать цены. Местные производители поставляют для школ овощи, молочную и хлебобулочную продукцию. Вся сельскохозяйственная продукция проходит обязательный ветеринарный контроль через систему «Меркурий», проверка качества продуктов питания для школьных столовых ведется ежедневно. В 2020 году для оснащения школьных пищеблоков было приобретено оборудование на 4960850,95 руб, причем 248042,55 – сумма из местного бюджета, а 4712808,40 – из республиканского. Школьные столовые получили котлы, жарочные шкафы, картофелечистки, мармиты, электроплиты и холодильники, а также столовую посуду. «Горячее питание» школьников: что это? Минимум, который положен школьникам на день, – одно горячее блюдо и напиток. По новому закону школьный обед должен быть здоровым и полноценным – об этом красноречиво говорит меню, висящее на видном месте: первое блюдо, второе, овощи, кисломолочные продукты, каши. Директора школ отмечают, что по заявлению родителей учитываются и специфические особенности здоровья отдельных учеников: пищевые аллергии, диабет, гастрит и др. Все школы составили графики работы школьных столовых, чтобы питание учащихся проходило с соблюдением всех предписаний Роспотребнадзора, во-время производилась обработка помещений, в каждой столовой у детей есть возможность вымыть руки. Немного цифр В 2021 году на организацию горячего питания школьников 1 – 4 классов из федерального бюджета планировалось затратить 22406840 руб, из республиканского (5 – 11 классы) – 2471618 руб, из местного (5 – 11 классы) – 5555883,71 руб. Бесплатное питание (100% льгота) сегодня предусмотрено для учеников из многодетных малообеспеченных семей и детей с ОВЗ, частично оплачиваемое (50%) – для школьников из малообеспеченных семей. При этом стоимость школьного обеда для ученика начальной школы составляет 60,96 рублей и 134,7 руб. для ребенка с ОВЗ, а для более старших школьников – 69,34 руб. (частично оплачиваемое – 34,67) и 144,42 руб. для ученика с ОВЗ. А если не едят? Несмотря на то, что в принципе система должна быть удобна для семей, где есть ученики, директора школ отмечали, что существуют и отказы родителей от школьных обедов для ребенка, и причина здесь – не только деньги. Многие нынешние дети не едят суп, каши, привыкли «перекусывать», а не завтракать и обедать. И дело не в том, что «невкусно» – сказывается привычка к фаст-фуду, где всего слишком много: соли, сахара, пищевых добавок. Современные дети пьют на 20% меньше необходимого количества молока, на 40% меньше положенного съедают творога, а рыбы – и вовсе только половину нормы. При этом на треть превышают норму потребления макаронных изделий и почти на столько же – допустимого количества сладкого. Статистика говорит, что болезни органов пищеварения – бич современных школьников. По возможности учителя проводят разъяснительную работу – и с детьми, и с родителями. Майминская школа №3 внедрила платежную систему «Ладошка», которая позволяет мамам отследить не только расходы на питание, но и узнать, что именно ребенок купил. Кроме того, в некоторых школах существует «буфетная» система, которая тоже подразумевает питание не всухомятку. Очевидно, что все эти вопросы стоит решать совместно семье и школе. Привычка правильного питания – залог здоровья. Овощехранилища, ремонт и кадры Проблемы школ республики должны быть на особом контроле региональных и муниципальных властей. Поэтому всякий раз в беседе с администрациями школ председатель Комитета по нацполитике, образованию, культуре Н.М. Екеева подчеркивала, что комиссию интересуют все существующие в школе проблемы – от организации работы столовых до кадровых вопросов, чтобы по возможности оперативно помогать там, где это необходимо. Овощехранилища при школах часто требуют основательного ремонта, из-за чего невозможно хранить достаточно большой запас овощей. Не всегда есть возможность выращивать собственные картошку, морковь и свеклу: где-то нет пришкольного участка, а где-то земля на выделенной территории малопригодна для огородничества. Например, Манжерокская школа даже хотела бы просить отдать свой пришкольный участок под строительство дома для учительского общежития. В настоящее время в школе есть учительские вакансии, но нет возможности обеспечить молодых учителей недорогим жильем. Существует кадровая проблема и в других школах, в частности в Соузге, где не хватает учителя математики, и в школе им. В.Ф. Хохолкова, где основной состав педагогов приближается к пенсионному возрасту. Кроме того, есть объекты, требующие основательного ремонта – они будут включены в общий план ремонтных работ, касающийся школ, который районная администрация окончательно утвердит к концу учебного года. Депутат Госсобрания О.И. Волосовцева напомнила, что к решению многих проблем сельских школ можно подключать и органы местного самоуправления. Например, в ситуации, возникшей в Соузге, когда нужен основательный ремонт школьной пристройки, можно привлечь средства, выделяемые как раз на поддержку инициатив территориального общественного самоуправления – для этого нужно активное участие школы в жизни села и запрос от жителей. Власти готовы поддержать эти начинания, но люди должны понимать, что как бы ни были важны дороги, проблемы освещения или водоснабжения, школа – важнее. ................................................. Александра Семенова