7 мая 2021 02:05
Количество просмотров: 364
В советское время снималось много детских фильмов на эту тему. «Сын полка» (1946) – по одноименной повести В. Катаева, написанная под впечатлением встреч военного корреспондента с мальчишками на передовой. «Полонез Огинского» (1971) – история о маленьком скрипаче, оставшимся сиротой в первый день войны, о его скитаниях по деревням и о том, как он попадает в партизанский отряд. «Садись рядом, Мишка» (1977) – по мотивам повести Ю. Германа о детях блокадного Ленинграда; трое друзей часто остаются без родителей и устраивают концерты для раненых в госпитале. Список можно продолжать еще долго. Разумеется, детское кино более оптимистично, наивно. Но моментов, от которых сжималось сердце, там много. Сегодня хороших фильмов для детей стало в разы меньше. В год 75-летия Победы вышел фильм «Солдатик». Насколько он подходит для детского восприятия – для меня вопрос открытый. Мне, взрослому человеку, очень страшно видеть в окопе маленького мальчика в военной формочке, «фронтовое детство» для мальчугана-сироты, сына полка – страшный «подарок». Как показать войну маленькому человеку? Чтобы он понял, что это страшная трагедия, но при этом не сломать его, не испугать на всю жизнь? Можно показать ему то, что не подлежит переоценке в любую эпоху: милосердие и готовность помочь. Способности творить зло можно противопоставить только способность творить добро. И оказалось, что такое кино есть – удивительно добрый, безукоризненный в традициях лучшего детского советского кинематографа, фильм «Сестренка» (режиссер А. Галибин), вышедший на экраны в 2019 году, в год столетия башкирского классика Мустая Карима. Его повесть «Радость нашего дома» взята за основу сценария. Сюжет фильма почти полностью соответствует повести, и я думаю, что такое бережное отношение к первоисточнику тоже очень важный момент. Во время боевых действий в украинской деревушке солдат-башкир находит в за-брошенном доме спрятавшуюся от немцев в печи маленькую девочку. Он забирает ее с собой и оставляет надпись, где искать, если родители вдруг вернутся. А дальше отправляет девочку Оксану в свою семью, в далекую башкирскую деревню, где живет его мать, жена и маленький сын Ямиль, с просьбой заботиться о ней как о родной дочке. Ведь, казалось бы, это простая история, типичная для тех военных лет! Сколько сирот приняли семьи тыловых деревень и городов! Сколько душевного тепла было в людях, что хватало и на своих детей, и на приемных (вспомните «Девочку из города» Л. Воронковой! Или относительно недавний фильм «Линия Марты» – там подобных эпизодов всего лишь несколько, с эвакуированным мальчишкой из Ленинграда и его приемным отцом-узбеком из Ташкента, но зато какие это эпизоды!) Ямиль – добрый, отзывчивый, постепенно находит общий язык с Оксаной, учит ее башкирскому языку. Ей, пережившей обстрелы и смерть близких людей, тяжело привыкнуть к новому дому, месту, незнакомым людям. Но искренность и готовность полюбить неожиданно появившуюся сестренку, доброта новых друзей и соседей помогают девочке постепенно забывать ужасы войны. Но Ямиль не только ласковый братишка, он довольно боевой по характеру – со своим другом, совершенно как гайдаров-ский герой, готовится к походу на фронт (авантюра не удалась – беглецов сняли с поезда на ближайшей станции), организовывает с друзьями поиски сбежавшего пленного немца, защищает Оксану от местных хулиганов... И вот долгожданный День Победы. В село приезжает отец Оксаны, чудом отыскавший дочку. От знакомого мальчугана случайно Ямиль узнает, что его отец погиб. Связав спасение Оксаны с гибелью своего отца, в отчаянии мальчик отказывается называть девочку сестрой – это один из самых драматических моментов фильма. Не буду рассказывать весь сюжет, в конце все же происходит чудо – справедливое, заслуженное всеми, иначе просто не могло быть! А еще – прекрасно снятая природа Башкирии, все актеры говорят на родном языке (с хорошим закадровым переводом!) – все это рождает на экране совершенно удивительное ощущение подлинности. Юные актеры Арслан Крымчурин (Ямиль) и Марта Тимофеева (Оксана) не играют, а живут в кадре. Режиссеру Александру Галибину (его голос звучит за кадром) удалось передать самое важное, что хотел сказать Мустай Карим: несмотря на все тяготы и жизненные лишения нужно всегда оставаться человеком. Такие истории благотворно действуют на душу. Думаю, что «Сестренка» несомненно, войдет в список лучших отечественных фильмов. Всем, кто не смотрел, – настоятельно рекомендую. ................................................. Александра Семенова