Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



ТОС: вопрос-ответ-вопрос

ТОС: вопрос-ответ-вопрос ТОС: вопрос-ответ-вопрос ТОС: вопрос-ответ-вопрос

16 апреля 2021 01:04

Количество просмотров: 383

Что такое ТОС и зачем он нужен? Если коротко, это один из самых эффективных способов реализовать инициативы, направленные на улучшение качества жизни людей. Благоустройство, решение некоторых проблем, связанных с ЖКХ, сохранение культурного наследия, социальная помощь нуждающимся, участие в различных грантах и многое другое реализуются в рамках работы территориального общественного самоуправления. Чтобы продемонстрировать, как это происходит, Вадим Фефелов предложил собравшимся видеоролик, показывающий достижения ТОСов в разных регионах страны. Особенно наглядно это работает в сельских поселениях, где жители самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты при поддержке власти, которая обеспечивает соблюдение требований по техбез и гражданских инициатив. Откуда деньги? Разумеется, для реализации любого из перечисленных проектов требуются не только оборудование и материалы, но и финансирование. Каким образом это происходит? Закон говорит, что деятельность ТОС финансируется в основном за счет личных средств жителей территории, однако территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства. Явный плюс для населения самоуправляющейся территории – возможность участия в конкурсах и получение грантов – от муниципальных до федеральных. Гранты предоставляются в целях привлечения ТОС к участию в решении проблем на своей территории: поддержки и развития общественной инициативы, благоустройства, пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, организации досуга, работы с детьми и молодежью – перечень направлений проектов довольно обширен. Это может быть обустройство детских, спортивных площадок, стадионов, парков и мест отдыха; благоустройство памятников, мемориалов, обелисков; ремонт дорог, систем водоснабжения; облагораживание родников и колодцев; устройство уличного освещения и многое другое. Основные принципы предоставления такого финансирования просты: социальная значимость предложенного проекта, равенство прав претендентов и открытость информации, связанной с получением гранта. Максимальный размер предо- ставляемого гранта – миллион рублей. В федеральном бюджете на подобную поддержку некоммерческих неправительственных организаций предусмотрены значительные суммы. Юрлицо или нет? Можно предположить, что ТОСы возникают тогда, когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, улицы и микрорайона. Инициативная группа формируется вокруг активного неформального лидера. По своей сути, ТОС – некоммерческая общественная организация, которая может быть как юридическим лицом, так и без образования оного. Действительно созданным он считается только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом – территориальные органы министерства юстиции, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. Как показывает опыт, любую инициативу легче реализовать в коллективе. К организации – общественной, некоммерческой, официально зарегистрированной, – власти прислушаются скорее, чем к индивидуальному обращению. Возможности и преференции Очевидный потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС можно разделить на три группы. На региональном уровне это выявление внутренних резервов территории, механизмы мониторинга и коррекции общественного мнения, создание позитивного имиджа органов публичной власти, формирование конструктивно настроенного гражданского общества. На уровне муниципалитета – социально-экономическое развитие территории становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов местного самоуправления с населением; появляются гарантии участия жителей в решении наиболее острых социально значимых проблем и вовлечении в управление скрытых ресурсов территории; происходит экономия расходов бюджета за счет необязательности для ТОСов выполнять требования антимонопольного законодательства; возможность контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств; а также создание муниципального кадрового резерва и воспитание грамотного, социально ответственного и активного собственника и налогоплательщика. Для населения самоуправляющейся территории – каждый житель получает право заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении; воспользоваться этим для создания собственного позитивного имиджа, старта в своей политической или управленческой карьере; установить рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц. Кроме того граждане получают реальные определенные возможности участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью их расходов. В чем подвох? Доклад спикера собравшиеся выслушали с большим интересом. Однако главный вопрос, заданный В.С. Фефелову, звучал так: не перекладывает ли таким образом исполнительная власть свои обязанности на граждан, особенно в сфере благоустройства? А если ТОС не может влиять на такие важные вопросы, как, например, стоимость услуг ЖКХ, – зачем его создавать? Что касается ЖКХ, то всем очевидно, что система нуждается в корректировке, и в этом обязательно должны участвовать граждане, заметил спикер. Пусть мы не можем влиять на вопросы цен, но ТОСы вправе добиться внепланового ремонта, контролировать, как управляющая компания снимает показания счетчиков. Что касается благоустройства, то принимающий участие в работе семинара Д.А. Власенко, председатель Общественной палаты и директор Ассоциации муниципальных образований Республики Алтай, заметил, что многие вопросы, связанные с состоянием дворов и улиц, зависят от нас самих. А если теперь появляется возможность получить законное право стать хозяевами на своей территории, отчего ею не воспользоваться? Кроме всего прочего это дополняет полномочия депутатов и дисциплинирует их работу. Все в наших руках, важно начать с малого! Видеоотчеты впечатляют, но движение по созданию территориального общественного самоуправления еще в начале пути, поэтому проблем и вопросов достаточно. Нужно делиться опытом, анализировать возникающие проблемы, начиная с юридических аспектов и заканчивая вопросами финансирования и взаимодействия с органами мест-ного самоуправления. И важно, чтобы, с одной стороны, ТОСы не подменяли собой власть, а власть, в свою очередь, не подминала гражданскую инициативу под себя. ................................................. Александра Семенова Депутат Владимир Володин: «Считаю важным создание ТОС для решения локальных вопросов и проблем. Сегодня, когда повсеместно случаются пожары, именно жители микрорайона, объединившись, могут оказать первую помощь – разобрать завалы, организовать сбор вещей, мебели, поддержать по-соседски. Ну и, конечно, это участие жителей в общих субботниках, строительстве парков, детских площадок». 10 важных шагов к созданию ТОСа 1. Собрать инициативную группу (не менее трех человек) из граждан, проживающих на территории, где предполагается организовать ТОС, оформить и подписать протокол о ее создании, выбрать уполномоченного представителя. 2. Обратиться в районную администрацию с заявлением о предоставлении информации о численности населения на обозначенной территории ТОС и соответствии ее границ. 3. Получить ответ. Если предложенные границы территории не соответствуют требованиям, предлагаются иные границы. 4. Провести первое собрание инициативной группы, на котором будет принято решение о проведении учредительного собрания граждан; определить форму его проведения; подготовить проекты устава ТОС. 5. Подготовить проведение собрания, для чего обратиться в Совет депутатов и администрацию района; подготовить проект повестки и проинформировать всех заинтересованных лиц о дате, месте, времени и повестке собрания. 6. Провести учредительное собрание. 7. Обратиться в Совет депутатов с заявлением о создании ТОС, схемой описания границ, перечнем адресообразующих элементов территории и копией протокола собрания граждан. 8. Получить ответ от Совета депутатов. Заявитель вправе присутствовать на заседаниях Совета депутатов при рассмотрении указанного вопроса. 9. Направить в администрацию муниципалитета необходимые документы для регистрации устава ТОС: письменное заявление, устав ТОС в трех (для ТОС с правами юридического лица – в четырех) экземплярах; протокол собрания; копию решения Совета депутатов. 10. Получить распоряжение районной администрации о регистрации устава ТОС. Полную информацию и образцы документов можно найти на информационном ресурсе для ТОСов Республики Алтай: TOS.NKO04.RU. Также по всем возникающим вопросам можно обратиться в фонд «Перспектива» по тел.: 8 923 667-74-51.