Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Березовая роща, 13, кв. 59
  • 8 (388 44) 21-0-60
  • selchankamaima@mail.ru



«Казань брал... Шпака не брал»

«Казань брал... Шпака не брал» «Казань брал... Шпака не брал» «Казань брал... Шпака не брал» «Казань брал... Шпака не брал»

11 июня 2025 04:06

Количество просмотров: 30

Кому ни скажешь, что посетил главный город дружественной республики, обязательно подтвердят: либо сами ездили, либо – родственники, знакомые. И действительно, как устоять, когда время в пути – плюс/минус 3,5 часа, а стоимость билета в одну сторону – чуть более 7 тысяч. Что же, там мёдом намазано? И им тоже, особенно – в чак-чаке, самом популярном местном лакомстве. Азу, чак-чак и эчпочмак Раз уж речь зашла о еде, Казань – это о-очень вкусно и не так дорого. Традиционные национальные блюда (основные названы в подзаголовке), впрочем, как и других народов мира, можно отведать на каждом шагу, нередко – за непривычно небольшие, по нашим меркам, деньги. Любой путешественник в обязательном порядке стремится ознакомиться с местной кухней. Так было и в нашем случае. Но, волею судеб, Казань встретила нас совсем другим этнозастольем (шли-шли – и зашли в «Грузинские истории»). Кавказцы умеют готовить, и даже немного жаль, что в рамках этой заметки воспеть дифирамбы их колоритным яствам будет неуместно. За четыре дня мы побывали и в столовой (в том числе монастырской), и в ресторане (дорого, вкусно, красиво), и в сетевой точке татарского фастфуда (почему у нас нет подобных?), и в многочисленных кафе – в основном всё понравилось (были отдельные нюансы, конечно, но факт, что подруга вернулась с дополнительными тремя килограммами на весах, говорит сам за себя). В общих чертах про азу и чак-чак большинство наверняка знает, а вот слово «эчпочмак» многие могли даже не слышать. Между тем это – пирожки. Тесто используют, как правило, дрожжевое, в начинку идут мясо, картофель и лук. Возможны вариации во всём, кроме формы, – она строго треугольная, отсюда и более распространённое наименование – «треугольник» (экскурсовод заверил, что местные никогда не называют по-другому). Казалось бы, выпечка да выпечка, но не была бы вкусной, не стала бы визитной карточкой региона. Так ведь? И всё же не обойдём стороной и горячее (азу) с десертом (чак-чак). Первое – тушёное мясо с картофелем и овощами. Кто же такое не пробовал? Но есть в азу по-татарски что-то особенное, отличающее его от того, что мы едим дома на обед или ужин. Должно быть, роль играют и традиции приготовления, и продукты (попробуйте купить в магазине картошку из Казани!), да и сам воздух, пожалуй. Наша «экспертная» оценка азу – пять баллов. И на сладенькое, конечно, – чак-чак. Вот его вы легко приобретёте почти в любой торговой точке района. А если всё же незнакомы с таким лакомством, рассказываю: это жгутики из теста, жаренные во фритюре и залитые медовым сиропом. Как и вышеописанные блюда, – максимально просто и при этом вкусно. Домой привезено в разы больше, чем съедено там. Сердце – кремль, Кул Шариф – бутон «… поели, теперь можно и поспать», – говорили жабы из «Дюймовочки». Но гостям столицы Татарстана, конечно, не до сна – столько всего нужно посмотреть! С чего начать – так вопрос не стоит. Главная достопримечательность города – кремль. Неудивительно, что его называют сердцем или историческим сердцем Казани (согласитесь, это одно из любимых сравнений нашего народа). Отправились к нему сразу же по приезде. Ради этого даже переоделись в уборной аэропорта, не надеясь на возможность раннего заселения в гостиницу (а зря!). Итак, такси высаживает нас на площади перед белым старинным строением с уходящими вдаль (глазу не видно конца) крепостными стенами. Это и есть то, ради чего мы прибыли. Интересно, что подъехать можно непосредственно к зданию – не надо топать километр (условный), как это часто бывает. Сооружение – изначально защитное и дополнительной «обороны» в виде какого-то ограждения не требует. Очень понравилось, что территория перед кремлём – большая и совершенно свободная. Парковаться, видимо, нельзя, но такой вывод можно сделать только исходя из собственных наблюдений. Ни полицейских, ни охранников, ни даже дорожных знаков (правда, специально не смотрели) не видели, сколько бы раз ни оказывались поблизости. Экскурсию брать не стали, прогулялись самостоятельно. А значит, добро пожаловать в интернет – восполнять пробелы в знаниях. Столь любимая туристами цитадель (входит в число самых посещаемых достопримечательностей страны) настолько древняя, что точная датировка её появления историками не установлена. Известно, что пасть ей довелось и во время нашествия золотоордынцев, и при взятии Казани Иваном Грозным (а вот перед Емельяном Пугачёвым впоследствии устояла). Он же (царь) приказал кремль восстановить: «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле»; «к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже». В общем, здесь вполне чувствуешь себя прилетевшим на машине времени, только слишком уж вычищено и красиво, а бытовая составляющая почти отсутствует (что вполне понятно). Сразу упомянем о кремлёвской набережной – излюбленном месте для прогулок вдоль р. Казанки – и о главной мечети Татарстана Кул Шариф. Всё укладывается в рамки одной прогулки. Последняя – тоже сердце Казани. Мне она напоминала то диснеевский замок принцессы, то прекрасный бутон сказочно красивого цветка. Внутрь не заходили, снаружи – очень впечатляюще. Храм всех религий – не для всех Не обошлось и если не без разочарования, то без недоумения – точно. В любом путеводителе по Казани есть достопримечательность, известная как храм всех религий. Доводилось даже слышать восторженные отзывы земляков: мол, сильное место (правда, не напрямую, а через общую знакомую, так что не исключена путаница). Мы не поняли ничего. Задумка, конечно, грандиозная: эдакая противоположность библейской Вавилонской башни. Предположу, что создатель (частное лицо, кстати) стремился объединить под одной крышей символы разных верований. Бог един, все люди – братья – всё это прекрасно, но… То ли замахнулись на невозможное, то ли в воплощении подкачали, да только храм не просто не произвёл впечатление (уж лучше бы так), а оставил в голове какую-то «кашу». Ни энергетики, ни атмосферы. Хотя нет: атмосфера беспорядочного улья. Вполне вероятно, что всё дело – в субъективном восприятии, на истину в последней инстанции не претендую. При впадении в Волгу Свияги А вот где нам понравилось, так это в островном поселении Свияжске, в котором проживают, по официальным данным, чуть более 200 человек. Хотя знакомым, отдыхавшим в Казани в те же дни, что и мы, как говорится, «не зашло». На вкус и цвет… Зато они остались под большим впечатлением от поездки в Йошкар-Олу (такие экскурсии, занимающие почти целый день, пользуются спросом). Подобное мнение, кстати, приходилось слышать уже не раз.