24 января 2025 06:01
Количество просмотров: 2
У меня при их прочтении в памяти всплывает несколько эпизодов: кадры из советского кинофильма с Баталовым и Саввиной в главных ролях, скульптурная композиция на главном курорте Крыма (шпиц, его хозяйка и кавалер – чуть поодаль) и пара по литературе в университете. Мы тогда говорили о хронотопе в рассказе, слово предоставили мне: «Действие происходит в Ялте. Я не знаю, что такое Ялта…» Имелось в виду: сложно представить популярное место, в котором внимание на себя обращает каждый появившийся человек... Но, не дав закончить мысль, кто-то из сокурсниц авторитетно подсказал: «Это город такой». Что ж, спасибо! Спустя немногим более 10 лет я – новое лицо на той самой набережной. Вердикт: выделиться на черноморском побережье, может быть, и реально, но просто быть «дамой» для этого точно недостаточно, и никакая «собачка» тут не спасёт. Разумеется, в чеховские времена наплыв гостей был меньше, но всё равно сомнительно. Хотя ставить под сомнение художественный вымысел! Кто же так делает? Итак, завязка знаменитого произведения происходит в Ялте. Говорят, после его выхода в свет местные жители азартно строили версии, кто выступил прототипом. Антон Павлович провёл в этой курортной атмосфере последние годы жизни, и писал наверняка со знанием дела, плюс, конечно, литераторская фантазия. Ну, а если в основе сюжета – и не реальная история, подобных, происходивших и происходящих под знойным крымским солнцем, – скорее всего, более чем достаточно. Оставим их на совести действующих лиц. А сами тем временем отправимся в здешний чеховский музей, известный под названием «Белая дача». Как говорил другой популярный писатель в не менее любимом произведении: «За мной, мой читатель!» (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». – Прим. авт.) В первый раз до «Белой дачи» мы пошли пешком по навигатору. Дорога петляла по узким горным улочкам, а направление оставалось неизменным – всё вверх и вверх... До самого конца не покидало ощущение, что идём не туда. Не может музей писателя быть так высоко на горе! Компания большая – шесть человек, младшему – полтора года (плюс ещё двое детей), старшей – за 60 («Зачем я пошла?! Раньше к Чехову неплохо относилась…» Усталость делала своё неблагодарное дело). Финишная лента в виде калитки в итоге осталась непреодолённой. Был предпраздничный, сокращённый день, а путь оказался очень долгим. Развернулись – и другим маршрутом пошли обратно. Времени в Ялте было немного, а планов – наоборот. Но уехать, не посетив усадьбу?! Только если камни с неба. Под занавес отдыха мы (уже меньшим составом и на такси) – вновь у входа к Антону Павловичу. Бог любит терпеливых – музей открыт, экскурсионная группа почти сформирована. И вот тут, когда наконец невозможно оттягивать переход к сути повествования, автор этих строк оказывается в затруднительном положении. Мемориальное место оставило очень смутные впечатления, чего в подобных ситуациях обычно не происходит. И дело совсем не в нём, а в маленьком ребёнке, у которого в это время – тихий час (зато теперь ему рассказываем, что он спал у Чехова под окнами, не у каждого в биографии есть такие моменты). Что удалось запомнить? Сам дом и вся территория – очень красивы, ухоженны. Сад был разбит писателем собственноручно, многие деревья и кустарники сохранились. Беседка, скамьи – буквально утопают в зелени. И среди всего этого природного великолепия – двухэтажное белоснежное строение (с мезонином, конечно же!) необычного архитектурного решения, отсюда и – «Белая дача». Знакомство начинается с рассказа о растениях, об отношении к ним хозяина, о его неленивом нраве (например, для полива приходилось спускаться к реке и с полными вёдрами подниматься обратно). Далее группа приглашается в дом (вход в жилище, как и в парковую зону, теперь не там, где был изначально, но это мало что меняет). В памяти отпечаталось совсем мало деталей, пришлось освежить, посмотрев видеообзор в интернете. Убранство весьма скромное, даже аскетичное. Первое помещение – столовая, из неё – дверь в комнату супруги Антона Павловича – Ольги Книппер (бывала у мужа наездами, постоянно живя в Москве). Кабинет главного обитателя этих стен – на втором этаже (единственный мой отчётливый зрительный образ – цветное витражное окно), там же – спальня (из коридора её не видно, а пройти нельзя из-за оригинального паркета, который бережно сохраняется). Есть отдельное пространство для гостей, теперь украшенное портретами известных личностей, посещавших писателя. Вот, пожалуй, и всё. Путь из музея в арендуемую квартиру – через набережную, ту самую, где с лёгкой руки автора «появилось новое лицо». Одной из её достопримечательностей являются застывшие в бронзе главные герои «Дамы с собачкой». ...................................................... Юлия Цайтлер