27 декабря 2024 07:12
Количество просмотров: 80
Настоятеля церкви Святого Духа, протоиерея Георгия Балакина и матушку Ксению в Майме знают многие, даже те, чья нога в храм не ступала. Когда батюшка выступает перед публикой на мероприятиях, становится заметно тише – его максимально кратким, но ёмким речам внимают молча. Они не поучают и не надоедают, но выводы сделать заставляют. – Отец Георгий, расскажите, как вышло, что человек невоцерковлённый и не взращённый в духовных традициях стал священником? – Если ответить кратко, то так Господь управил. Если более подробно, то, конечно, было несколько событий, важных встреч. В итоге юноше, считавшему себя безбожником, открылись неожиданные реалии, он понял, что надо не только получать, но и что-то отдавать. Вообще подробно свой путь к священству я описал в повести «Из савлов в павлы» на канале «Сельский батюшка» платформы «Яндекс-Дзен». Желающие могут прочитать. – Батюшка, в самом начале беседы Вы сказали о том, что недостатки избранницы пришлись вам по душе. Разве по такому принципу следует выбирать спутника жизни? – Ну, видите ли… Все девушки – красавицы, большая часть из них ещё и умницы. И если сравнивать кандидаток в невесты по достоинствам – жизни может не хватить, чтобы сделать правильный выбор. В моём же случае получилось так, что вскоре после армии я чуть было не совершил ошибку. Одна знакомая девушка попала в тяжёлую жизненную ситуацию: будучи незамужней, родила. Парень, с которым она была близка, её бросил, а родственники отвернулись. Я же не испытывал к ней ничего, кроме жалости. И чуть было не предложил ей «руку и сердце». Причём рассуждал примерно так: «сейчас ей помогу, а там, может быть, и расстанемся, как в море корабли». О своих терзаниях я рассказал только одному человеку – своей старшей сестре, и она дала неожиданный и мудрый совет: «Посмотри: сможешь ли ты принять этого человека со всеми её недостатками». И я посмотрел. Понял, что не смогу. И потом, когда встречал других привлекательных девушек, чаще смотрел не на достоинства, а на недостатки, с которыми придётся мириться, может быть, всю жизнь. И когда познакомился с первой, чьи недостатки меня не оттолкнули, не испугали, а воодушевили, решил: «Женюсь!» В итоге – 34 года мы вместе. – Матушка, скажите, Вы когда-нибудь предполагали, что супруг будет священником? – Моя мама преподавала историю в Горно-Алтайском пединституте, была кандидатом исторических наук, но при этом – верующим человеком. В укромном уголке дома стояли иконы, и мама регулярно молилась. Мы знали и соблюдали церковные праздники. Но при этом от реальной церковной жизни были бесконечно далеки, потому что храма в нашем регионе ни одного не было. В открывшийся на улице Матросова молитвенный дом я стала ходить уже будучи студенткой. Но и тогда мало что понимала в жизни священнослужителей, в их домашнем укладе и даже представить не могла, что это может как-то пересечься с моей жизнью. Когда супругу предложили стать священником, я больше испугалась, чем обрадовалась – понимала, что планка требований к тем, кто непосредственно служит Богу, бесконечно высока, и мы до неё сильно не дотягиваем. В результате мне пришлось сделать выбор между наукой, преподаванием в университете и приходским служением, потому что для священника очень важна помощь супруги. Впрочем, я по-настоящему счастлива этим выбором – очень люблю богослужение, работу с детьми и подростками, оказание помощи тем, кто нуждается... – Почему Вы остановили свой выбор на будущем супруге? – Может прозвучать прозаично, но решение пришло, когда он помог мне выкопать картошку. Мама сильно болела, и с детства мне пришлось научиться многому: делать ремонт в доме, что-то чинить, благоустраивать, выращивать урожай и делать заготовки. И когда мы с Юрой дружили, я сказала, что «завтра буду копать картошку». И он сразу предложил помощь – и в уборке урожая, и в том, чтобы его ссыпать в погреб. Я поняла, что в трудный момент он всегда будет рядом. – Батюшка может быть резким? Например, вспылить, голос повысить? – Раньше, к сожалению, бывало. Но зато он отходчивый, добрый и незлопамятный, что очень важно. Да мы оба изменились с годами. Стали мудрее. Я не могу ругаться. Если возникает конфликтная ситуация (это касается не только семьи), ухожу и начинаю думать: как так получилось и как найти выход? Пока я медленно размышляю, инцидент часто исчерпывается или находится возможность для спокойного разговора. – У вас трое детей. Кто-нибудь выбрал ваш путь? – Пока нет. Они имели полную свободу выбора, хотя, конечно, мы были бы рады, выбери они служение Богу в качестве жизненного пути. Дети окончили наш университет. Дочь – психолого-педагогический факультет, сыновья изучали прикладную информатику. – Матушка, чем семья, живущая по законам Божиим, отличается от обычных, «гражданских» пар? – Человек может стараться жить по вере реально или делать вид, изображая благочестие и заставляя своих близких соблюдать правила, которые не стали настоящим выбором души. Во втором случае это заканчивается печально. В первом – человек старается с помощью Божией научиться любви, терпению, милосердию, состраданию. Обычно это приносит свои плоды в виде прекрасных, гармоничных, часто многодетных семей, в которых ощущаешь любовь и умиротворение. – Назовите три главных кита, без которых семейное благополучие невозможно? – Терпение – без него вообще ничего благополучно сложиться не может, – практически сразу произносит женщина. – Верность, – добавляет мужчина. Как телесная, так и духовная. Надо понимать, что семья создаётся не по любви, а для любви. А настоящая любовь возможна только при условии верности. – А третье? Уважение. В первую очередь – личностных границ. Супруги – это две грани единого живого существа под названием семья. Но с другой стороны – каждый из них, да и каждый из детей – личность. А для личности важнейшей составляющей является свобода. Кажется неразрешимой задача: как сохранить свободу, находясь в узах брака? Но это легко, если есть уважение. Апостол Павел в одном из посланий пишет: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Гал. 6.2). Вот и в семейной жизни, если видишь, что твоей половинке тяжело, нужно не ждать, когда она совсем сломается или взорвётся, а проявить уважение, внимание, терпение, приложить труд – и это будет школой настоящей любви. Разговор наш длился без малого час. После каждого вопроса возникала пауза и диалог возобновлялся только после обмена собеседников взглядами. Не с первого раза удалось уловить, что так они уславливаются, кто будет говорить. Если матушка начинала, то отец Георгий отклонялся на спинку кресла и неотрывно и восхищённо, с застывшей в уголках губ улыбкой, смотрел на свою избранницу. Но когда ответ держал супруг, матушка Ксения опускала глаза и лишь изредка кивала головой. Не понять нам, непокорным и гордым, всей прелести кроткого поведения. В наш эмансипированный век такое немногословие расценивается либо как отсутствие характера, либо как знак авторитарного поведения мужа, который слова вымолвить не даёт и мнения своего иметь не позволяет. Может, и я бы так подумала, если бы в речь строгого и прозорливого нашего батюшки так часто не вплеталась фраза: «Так ведь, Ксюша?» Умение вовремя уступить, промолчать, отдать пальму первенства – вовсе не подавленность или мягкотелость, а женская мудрость, способная усмирить любую «бурю» и настоять на своём. .................................................. Татьяна Исаева