Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Покоряющий металл

15 ноября 2024 05:11

Количество просмотров: 6

и ее столицы, «одетых» в кованое убранство, хранит в себе частичку души мастера, его почерк. Металлические ограждения Национального драматического театра им. П.В. Кучияка, Управления Федерального казначейства по РА, Национального банка, витая арка над воротами городского парка культуры и отдыха, перила многочисленных мостовых переходов и многие другие… Кузнечное искусство, вплетенное в архитектуру наших улиц, радует глаз, создает особый стиль – неповторимый, уникальный. Ведь то, что сделано вручную, никогда не сравнится с поточным, «штампованным» производством. Мало кто задумывается о том, что над созданием всей этой красоты трудится талантливый человек, наш земляк, а не какой-то иногородний мастер. Кузнец Борис Костин, как и то, что он делает, – штучный товар; сегодня настоящих профессионалов в этом деле еще поискать. Борис Григорьевич предан своему ремеслу уже более тридцати лет. На вопрос, как так вышло, он отвечает: – Попал в свое время в струю. Все начиналось еще в советские годы, когда я работал на Майминском мотороремонтном заводе (26 лет слесарем-инструментальщиком). Там как-то объявили конкурс на лучший эскиз декоративной решетки, пообещали премию 25 рублей. Я всегда хорошо рисовал, и мне предложили попробовать свои силы. Вот и попробовал. Получилось. Потом стали поступать заказы, один, другой, и пошло… Мастеров в этом направлении не было, обращались ко мне, я не отказывался. Помню один из первых крупных заказов, когда нужно было изготовить три километра ограды. Задача стояла сложная, никто не брался. Мы с ребятами с ремзавода сделали работу за сорок дней, трудились по 14-16 часов в сутки. Многие не выдерживали такой нагрузки, просто падали от переутомления, но в итоге заказ мы выполнили. В период перестройки я был ювелиром, но зрение подкачало, пришлось переквалифицироваться в кузнеца. А в начале девяностых организовал собственное производство, которое просуществовало до 2010 года. Сегодня, будучи уже пенсионером, Борис Костин продолжает работать. Тяжело? Да. Но как остановиться, ведь в этом – вся его жизнь. Да и трудно обойтись без мастера, если воплощаются очередные серьезные проекты, требующие кузнечно-сварочных работ. Одним из таких стала конструкция нового фонтана для городского сквера в 2013 году. Борис Костин признается: процесс оказался крайне тяжелым из-за ограничения во времени, на выполнение давалось три месяца. Над созданием каркаса фонтана трудилась небольшая команда – сам Борис и несколько помощников. Как вспоминает наш собеседник, работали на пределе человеческих возможностей. Недавно главный фонтан столицы модернизировали, но чашу сохранили, освежив ее золотой краской. В новом оформлении с яркой подсветкой объект стал еще красивее. Огненные брызги сварки, плавящие одежду, отравляющий запах краски, металлическая пыль в воздухе – каждый день колоссальные нагрузки, без выходных и отпусков… Так Борис Костин живет уже много лет. Здоровье посадил, богатств не нажил, зато «нарядил» многие объекты в металлическое кружево. Сегодня у мастера есть достойные продолжатели кузнечного дела. – У меня трое учеников по художественной ковке, которые смогли овладеть этим искусством по-настоящему, понять и прочувствовать его, – говорит он. По словам Б.Г. Костина, далеко не многим доступно ремесло, вмещающее в себя приемы ювелирного мастерства, декоративного дизайна и сварки. Молодых ребят, которые хотели добиться каких-то результатов в кузнечном деле, приходило немало, но выдержать его тяжесть получалось лишь у единиц. – Труд большой, а денег приносит не так уж и много. Не всем такое подходило, остаются лишь самые преданные, – считает умелец. – В кузнечном деле важна любовь к искусству и творческий подход к процессу. Настоящий кузнец – это трудяга с душой художника. О себе Борис Григорьевич говорит так: «Если занимаешься тем, что нравится, не замечаешь усталости». Сейчас у сельчанина подрастает внук. Наш герой мечтает, чтобы мальчик стал художником и, возможно, воплотил в реальность то, что, не удалось его деду. А еще он верит, что, спустя годы, взрослый внук, возможно, уже гуляя со своими детьми по городскому парку, подведет их к фонтану и расскажет о дедушке, который трудился над его созданием. Ради этого стоит жить и работать. .................................................. Светлана Некрасова; фото автора