Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



«Волки и овцы»: неожиданный взгляд

«Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд «Волки и овцы»: неожиданный взгляд

26 марта 2021 08:03

Количество просмотров: 302

Действие знаменитой комедии происходит в небольшом российском городке. Помещица Мурзавецкая пытается подчинить себе молодую состоятельную вдову Купавину путем обмана, подлога, запугиваний, а заодно мечтает женить на ней своего беспутного племянника. Но появляется более хитрый и расчетливый конкурент, которому тоже приглянулись вдовица и ее капиталы, – Беркутов, сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с Мурзавецкой и ее окружением, направляя течение действия в выгодное только ему русло. В результате он и побеждает.
К слову, Меропия Мурзавецкая имела реальный прототип. Осенью 1874 года в Московском окружном суде слушалось дело по обвинению в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества начальницы Московской епархиальной Владычне-Покровской общины сестер милосердия и Серпуховского монастыря игуменьи Митрофании (в миру – П. Г. Розен). Потому-то и пересыпает свою речь милейшая лицемерка Меропия Давыдовна словами о том, что «кому я должна, я тех помню, я за тех молюсь», «за мои молитвы-то счастье посылается, барыши большие», и глубокомысленными «может быть, им через меня испытание посылается?»
Критики не устают повторять, что успех классического произведения в том, что его сюжет актуален во все времена. Проблема сосуществования людей-хищников и людей-жертв вечна. В свое время Островский использовал для раскрытия данной темы атмосферу жизни среднего дворянства после реформы 1861 года (отмены крепостного права) – период, когда само дворянство вынуждено было мимикрировать в изменившихся условиях. Очень схоже с теорией дарвинизма, но что поделаешь... Можно возмущаться, можно плеваться, смеяться или плакать, но и ловить себя на том, что жалеть-то некого…

«Ловит волк, да ловят и волка…»
Лыняев: Да разве кругом нас люди живут?
Мурзавецкая: Батюшки! Да кто же, по-твоему?
Лыняев: Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Ханжа Мурзавецкая, аферист Беркутов, ленивец Лыняев, охотница за выгодным браком Глафира, изумительный в своей откровенности подлец Горецкий понимают, что сожрать всех «овец» разом никак нельзя, поскольку от этого зависит их «пропитание», да и «волк», способный отобрать намеченную добычу, всегда найдется. А «овцы» должны понимать, что дешевле и проще идти волку в пасть, послушно мекая. Этот круг и сегодня, спустя полтора века после написания пьесы, разорвать невозможно, и оба человеческих вида, как бы противно им ни было, вынуждены подстраиваться друг под друга.
У Островского «Волки и овцы» задуманы как комедия. В классической интерпретации зритель, наблюдая за тем, как плетутся интриги, все же уверен, что в финале зло будет побеждено и обдуренные более удачливыми сородичами «волки» накажут себя сами.
У Вячеслава Смирнова пьеса становится жестче, саркастичнее. В опубликованном отзыве на премьеру Сергей Решетнев, преподаватель Колледжа культуры и искусств им. Г.И. Чорос-Гуркина, назвал версию театра зубастым социальным фарсом. А костюмы героев – вечная классика! – и вовсе переносят зрителей в день сегодняшний.
Почти все персонажи по замыслу режиссера раздваиваются – каждую роль исполняют два актера. С одной стороны, это намек на то, что человеческая натура двойственна, каждый в зависимости от обстоятельств может быть как «волком», так и «овцой». Позволю себе процитировать еще раз отзыв С. Решетнева: «В какой-то момент мне показалось, что я понял, зачем второй актер на сцене, который вместе с первым показывает одного героя. Это не просто «второе я» персонажа, это черт, который поселился в душе почти каждого жителя городка, где происходит действие, поскольку все они озабочены только одним: добыванием денег и удовольствий, которые можно купить за эти деньги». Особенно ярко эту мысль иллюстрирует образ Меропии Мурзавецкой, воплощенный на сцене двумя замечательными актрисами – Ираидой Охриной и Александрой Суховерковой. Мурзавецкая И. Охриной – суровая, властная, неприятная, но при этом понятная и предсказуемая. А в порхающей изящной Мурзавецкой А. Суховерковой, накидывающей с многозначительным лицом красный шарф на шею жертвы, видится что-то дьявольское, она пугает уже по-настоящему.

«Рычание ягнят»
А что же назначенная великим русским драматургом Островским на роль овцы милая вдовушка Купавина? Она молода, красива, должна бы мечтать, как и положено молодой женщине, о любви и счастье. Во многих постановках эта героиня, глуповатая и романтичная, понимает, что иного выхода у нее все равно нет: или сожрут, или будут до конца жизни стричь. Так что приходится подчиниться своей овечьей судьбе и послушно идти в загон подходящего брака.
А так ли обстоит дело в нашей истории?
Евлампия Николаевна так же, как и другие, раздваивается: в исполнении Маргариты Гринь больше похожа на кокетливую светскую даму, не чурающуюся развлечений, ее можно если не припугнуть, то озадачить; в исполнении Арунай Тазрановой превращается в расчетливую прагматичную особу, которая своего не упустит. В обеих ипостасях – ни намека на мечтания о любви… Брак с Беркутовым для нее – очень выгодная партия, это вам не беспутный Аполлоша Мурзавецкий. К тому же руками Беркутова можно устранить интриганку Меропию – все складывается просто отлично. Звук раскладывающегося веера заставляет вздрагивать, словно выстрел, улыбка ослепляет настолько, что не сразу разберешь, приличествующий ли это «смайл» деловой дамы, или все же душевное расположение? Так что насчет «овцы» – это еще надо подумать, а «стреляющий» веер, пожалуй, даже заставит посочувствовать Беркутову, главному «волку»: похоже, семейная жизнь в чудном имении встанет ему очень недешево. «Вам хочется попасть на свою любимую тему – что женщины ничего не знают, ничего не умеют, что они без опеки жить не могут? Ну, так я вам докажу, что я сумею вести свои дела и без посторонней помощи!»

Если вы решили привести
на спектакль школьника
Очень рекомендую сходить со своим старшеклассником на «Волков и овец»! Этот спектакль – прекрасный повод для бесед по душам на самые разные темы, он заставляет думать и переосмысливать многое. Единственное, что хотелось бы посоветовать: перед тем как вы отправитесь в театр, перечитайте Островского сами и познакомьте своего ребенка (если он еще не знает пьес великого русского драматурга) с первоисточником. Так будет гораздо легче сразу включиться в эту очень необычную талантливую интерпретацию и оценить ее по достоинству.