8 ноября 2024 06:11
– Татьяна Олеговна, для чего нужно следить за правильным речевым развитием у ребенка? – О детской речи и ее коррекции издано много пособий, но каждый молодой родитель нуждается в рекомендациях специалиста, чтобы направить развитие речи в нужное русло, не упустить золотое время. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Какую речь мы считаем эталонной? Неторопливую, с богатым словарным запасом, верным произношением всех звуков и правильной расстановкой ударений в словах, интонационных пауз, логических акцентов, без слов-паразитов. – Существуют ли какие-то условные нормы: когда и что ребенок должен уметь произносить? – До трех лет необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи. В раннем детстве он может вместо собака говорить «бабака», и мы умиляемся этому, и не бежим к логопеду. А в семилетнем возрасте такое произнесение будет поводом для беспокойства. Есть дети, которые в год-два уже произносят все звуки речи правильно – это скорее счастливое исключение из правил. Нормы же таковы: гласные звуки, а также м, н, х, п, б, к, г, т, д появляются до трех лет и до четырех совершенствуются. Далее – свистящие (с, з, ц) – до 4-4,5 лет. Шипящие устанвливаются к шести, как говорят логопеды – происходит автоматизация звуков. А к школе формируются самые сложные – соноры: р, л, й. – В каком случае родители должны озаботиться обращением к специалисту? – Когда ребенок в своей речи путает звуки или с трудом их произносит, или у него каша во рту, искажает слова, заменяет их звукоподражанием, дополняя жестами и мимикой – это повод незамедлительно обратиться к логопеду и неврологу. Отдельно неверные звуки при понятной речи исправить может любой родитель примерно так: «Посмотри, сынок, как я рычу – язык вверх поднимаю, к небу и зубам прижимаю и дую на него изо всей силы, попробуй и ты так же». Важно устранить недостатки звукопроизношения еще в до-школьный период, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Следует помнить, что именно в это время речь ребенка развивается наиболее интенсивно – она наиболее гибка и податлива. – Какие могут быть последствия, если надеяться на то, что «все само пройдет?» – Знаю случаи, когда ребенок не произносит слов к трем-четырем годам, а родители убеждены: «Да заговорит, куда денется! Вот его папа тоже в пять заговорил – и ничего». Но здесь важный момент: чтобы набрать речевой опыт, нужно время. А если ребенок заговорит только в пять лет, ему до школы остается лишь два года для закрепления произношения, накопления словаря, отработки орфоэпических норм и развития связной речи. Он явно будет уступать своему сверстнику, заговорившему в год. – А Вы можете отметить разницу в речи нынешних детей и, скажем, их родителей? Какие факторы могут влиять на эти изменения? – Давайте вспомним добрым словом советское телевидение и радио: правильная, четкая речь дикторов, передачи «АБВГДейка» «Радионяня» и другие, мультфильмы с понятным сюжетом, речь героев. Темп современной жизни увеличился в разы, это мы видим и на экране – мультики, в которых даже взрослому с трудом удается понять речь героев, их песни, в которых слова умышленно коверкаются. Дикторы и ведущие шепелявят, картавят, пытаясь придать своей речи «индивидуальность». К сожалению, дети чаще копируют именно такую, она привлекательна своей новизной, необычностью. Но тогда логопед, работай он хоть пять лет, не добьется успеха. Ведь мотивации корректировать свою речь у ребенка нет. – Какие речевые трудности бывают в детском возрасте? Существует ряд нарушениий речи, которые не преодолеваются без специалиста. Это заикание, нарушение слоговой структуры слова, дизартрия (ограничение подвижности органов речи, нарушение артикуляции), алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речевой функции, ранее имевшей место). Даже слова страшно звучат, да? К сожалению, в последние годы таких нарушений становится больше. Среди наиболее распространенных дефектов – так называемая дислалия (нарушение звукопроизношения). Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим. Причинами могут быть укороченная уздечка языка (подъязычная связка); дефекты строения челюстей или неба; толстые губы; подражание; двуязычие в семье; педагогическая запущенность и ряд других. – Скажите, влияют ли недостатки в произношение на психику и коммуникативные способности ребенка? – Сложные нарушения звукопроизношения могут привести к изменениям в психологическом развитии ребенка. Малыш не желает говорить, становится замкнутым или, наоборот, гиперактивным, у него может нарушиться координация движений и мелкой моторики. Помимо речи на коммуникативную сторону влияет характер, с которым ребенок пришел в этот мир, его окружение. Представьте двух заикающихся мальчиков: один – балагур и весельчак, который общается со всеми, не чувствуя себя ущербным. Другой – зажатый, робкий, нелюдимый. Просто с одним дома общаются на равных, а другому, входя в положение, всякий раз напоминают, что он – особенный: «Мы сами скажем, сыночку трудно» и т.д. – А что в этом плане можно посоветовать родителям? – Убеждена, что многие недостатки преодолеваются легче и быстрее, если в семье ответственно относятся к собственной речи и ребенка. Ведь она не появляется сама собой чем больше мы работаем над ее правильностью, тем больших успехов добиваемся. Из опыта работы с дошкольниками скажу, что логопед не понадобится физически крепкому ребенку, с хорошим носовым дыханием, имеющим правильный прикус и хороший пример окружения – с чтением книг, разговорами, играми, музеями и т.д. Задача родителей – сделать все от них зависящее, чтобы жизнь маленького человека была полноценной. .................................................. Беседовала Людмила Кравцова