Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Поэт будет говорить

Накануне праздника наш корреспондент волею случая оказался в Алтайском краевом театре драмы, где при полном аншлаге состоялся рок-спектакль «Баллада о своих». Казалось бы, что может объединять концерт такого формата с вышеупомянутым поводом, однако содержание мероприятия заставляет взглянуть на два не связанных друг с другом события под общим углом зрения. В сопровождении симфо-рок-оркестра со сцены прозвучали лучшие произведения поэтов русского лета в исполнении автора проекта Вадима Аввы (латвийский журналист и обозреватель, вы-дворенный из страны за попытку рассказать согражданам о реальном положении дел). Сегодня он работает в команде Захара Прилепина и пробует объединить вокруг себя западных журналистов, которые хотят знать другую правду. Читателю может показаться, что полуторачасовой вечер стихов вряд ли кому-то будет интересен. Это же не выступление популярных у современной молодежи рэперов типа Клавы Коки, Егора Крида и даже переживающих вторую волну популярности «Руки вверх». А, напротив, – скучное, монотонное, философски-поучительное звучание рифмованных строк. На дворе-то далеко не Серебряный век, да и эпоха поэтов-шестидесятников, собиравших залы восторженных девчонок, в прошлом. Однако действо, главным героем которого стало великое русское слово, вызвало небывалый резонанс. Подросток, сидевший рядом, записывал короткое видео: «9А, вы не захотели, а я все-таки пошел, правда, из песен, что в программе, знаю только Газманова». Жанр концертов, где в сопровождении хорошей музыки поэты читают стихи, появился в самом начале СВО и стремительно набирает обороты. Подобные музыкально-художественные высказывания становятся одним из самых востребованных культурных мероприятий и волнуют не только представителей старшего поколения, но и подростков. Почему? – Время без героя закончилось, и публике понадобилось увидеть нового – в искусстве. Но в большой прозе, в кино, в театре пока не появлялось прорывных произведений, которые открыли бы новую страницу в патриотическом направлении. Поэтому специальная военная операция стала началом совершенно нового поэтического явления, какого в русской культуре не случалось со времен Великой Отечественной войны. Его можно называть патриотической поэзией, можно Z-поэзией, по факту же – это максимально актуальное творчество, которое отвечает на главные вызовы сегодняшнего дня, – говорит в интервью газете «Известия» Анна Долгарева – поэтесса, ставшая одним из символов нового времени. Девизом поэтического проекта стала фраза: «За мир после Победы». Авторы утверждают, что он возможен только в случае если победителем станет Россия. Ну а пока они пытаются ответить на вопрос о том, связано ли суровое испытание для братских народов с недостатком веры и приведет ли оно к очищению? Стихи, включенные в программу, преподнесены как разговор между современными поэтами, которые искусно плетут кружево диалогов и рассуждают на вечные темы борьбы добра и зла: А перед боем, перед боем Здесь было поле золотое, Теперь здесь черная земля. Я в эту землю вписан кровью. На русском вписан и на мове, Строка красна! Пронзенные болью строки, написанные Еленой Заславской, разносятся по залу, и вторит ей Игорь Караулов: Теперь хоть волком вой, хоть ветром вей, мы заплутали тут, и понимает инок Филофей, что наши не придут. «Почему же не получилось навязать чуждые убеждения русскому человеку у многих пытавшихся это сделать?», – ставят вопрос авторы спектакля. Гитлер нес цивилизацию, но немного не донес. Не донес в поля рязанские, на широкий волжский плес. И тут же дают ответ, благодаря чему сумели одолеть врага: Слава Богу триедину, Что свершилось торжество. Слава нищему грузину, Что не веровал в Него. Практически в каждом произведении поднят вопрос веры. Как мольба звучат слова Влада Маленко: Дай Веры нам, а не Верки – Беду проводить за дверь. И перерастают в душераздирающий крик: Сын друга молился Богу, И слезы текли на лед: «Верни, Боже, папке ногу, Под елкой, на Новый год!» Вадим Авва, человек, не являющийся коренным носителем языка, удивительно чисто говорит по-русски и крайне деликатно, чувственно и верно работает со стихами поэтов так, что каждое слово остается не в голове, а в сердце зрителя. А общее впечатление усиливают видеоряд и музыка – попурри из лучших произведений российской рок-эстрады, классики и хитов времен Великой Отечественной войны в исполнении оркестра. С первых минут слушатель погружается в сильные эмоции, переживания, такие, что даже самое удачное прочтение не завершается аплодисментами, чтобы не прерывать нить восприятия. Но зато когда была поставлена финальная точка и раздались звуки одной из самых популярных на сегодня военных песен «Триста тридцать три», зал буквально взорвался овациями и несмотря на то, что солистов на сцене не было, самостоятельно спел ее – от начала и до конца. Такая «Катюша» нового времени. И после хорового исполнения, когда весь зал стоял и аплодировал, зазвучал хриплый баритон Владимира Семеновича, несущего сквозь время свою «Балладу о борьбе»: Средь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от мелких своих катастроф. И новое видео от сидящего девятиклассника: «Ребята, я в восторге! Это настоящая музыка и лучшие стихи. Предлагаю учить их вместо Лермонтова». .................................................. Татьяна Исаева Июльское Вокзальчик поселковый за Окой, Жарища, рельсы, шпалы и платформа. А я стою и думаю с тоской, Что где-то, чуть южней, – Точь-в-точь такой, Что там снаряд упал – и это норма. Снуют электровозы день-деньской, И здесь, и в ближнем параллельном мире, Где дважды два сегодня не четыре, Где люди – даже не мишени в тире, А пешки над пустеющей доской, И Гулливер небрежною рукой Играет там в чапаевские шашки. Героям – слава, им уныл покой, Им слово «мир» рифмуется с тоской. Горите, мрите, пешки и букашки! Глаза зажмурю и встряхну башкой, Чтоб уплыла нездешняя картинка: Вот дед упал с оторванной рукой, Вот – полбабульки с треснувшей клюкой, Хрипит в крови девчонка-буратинка... Вокзальчик поселковый за Окой, Такой уютный, тихонький такой, Пригрелся бомжик, ивушка кудрява. Я укокошу этой вот рукой Того, кто крикнет здесь: «Героям слава!» Вадим Степанцов Вдоль искореженных дорог Прошли дожди, метель мела. А в белой форме паренек Читал стихи из «Брата-2». А в правде сила или нет – Потом расскажут небеса. Он не был дома десять лет, До дома ехать полчаса. Его не кружит шик столиц, Он тут уже десятый год. Среди обычных, грубых лиц Его поэзия живет. Живет, красива и проста (А что поделать – он такой), Обыкновенная мечта Прийти когда-нибудь домой. Работа грязная кипит, Работа страшная идет. На рукаве его нашит Веселый, добрый русский кот. И в самом городе бои Идут уже четыре дня… А что поделать, тут свои. А что поделать, тут родня. Простые русские слова, Простой веселый паренек, Простой стишок из «Брата-2», Где про тропинку и лесок. Потом расскажут небеса, Потом узнается ответ. До дома ехать полчаса. До дома ехать десять лет. Александр Пелевин