Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Доверяя сердцу

Доверяя сердцу Доверяя сердцу Доверяя сердцу Доверяя сердцу

20 сентября 2024 08:09

Количество просмотров: 19

Росконцерт – преемник государственного концертно-гастрольного бюро СССР «Союзконцерт», а сегодня – крупнейший центр, воссоздающий единую гастрольную систему страны, ведущий две масштабные программы: «Большие гастроли» (гастроли театров) и «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов). Благодаря этому зрители даже самых отдаленных и малых городов России имеют возможность знакомиться с лучшими постановками российских и зарубежных русских театров и концертными программами самых интересных творческих объединений. К слову, в рамках «Больших гастролей» Национальный драматический театр им. П. Кучияка представит в конце сентября в Нальчике спектакли «Кабай», «Старик и золотая рыбка» и концерт этногруппы «Тюрк-Кабай». С 12 до 16 сентября – столько длились гастроли балкарского театра – вниманию горно-алтайского зрителя были представлены три спектакля. «Крепость Шамая» по мотивам нартских сказаний – долгожитель на сцене театра им. К. Кулиева (такой долгой сценической историей могут похвастать, пожалуй, только «Синяя птица» Метерлинка и «Счастье» Миляревского). Как рассказал на пресс-конференции директор Мажит Жангуразов, в этой постановке отыграли все участники коллектива, и, более того, пьеса является своего рода экзаменом для каждого, кто приходит в теа-тральную труппу. Спектакль «Потерянные» (по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день») занимает особое место в гастрольной программе, поскольку у каждого тюркоязычного народа существует особое отношение к произведениям этого автора и свой взгляд на творчество выдающегося писателя. Постановка «Без вины виноватые» была посвящена театральному Году А.Н. Островского и завершала прошлый сезон. В этом году спектакль посвящается Году семьи. Кавказский след Есть интересный штрих в истории создания этого произведения. Из сборника «А.Н. Островский. О театре. Записки, речи, письма» следует, что над пьесой драматург начал работать летом 1881 года, но прервал работу ради поездки на Кавказ. А возвратившись поздней осенью того же года, вновь обратился к незаконченной пьесе, завершив ее только в декабре 1883-го. О «Без вины виноватых» сам Александр Николаевич писал, что «это произведение очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; оно писано после поездки на Кавказ, под впечатлениями восторженного приема, какой оказывала мне тифлисская публика… Потом это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождешься». Стоит еще раз отметить, что это театральная история. Магия спектакля – не только в сюжете классической мелодрамы, где граница между искусством и человеческой судьбой порой трудно различима. Главная героиня – успешная известная актриса, ее нашедшийся сын – подающий надежды молодой актер. Взгляды автора на облагораживающее влияние театра на жизнь провинциального города вложены в уста одного из героев пьесы. «Зорко одно лишь сердце…» Драматургия Островского вмещает всю Россию: быт, нравы, историю, сказки… Но классика границ не имеет – в ней представитель любого народа видит свое, берущее за душу. Названием пьесы Остров-ский выбрал народное выражение «без вины виноватый», обозначающее ответственность человека за то, в чем он не виноват. Так, Любочка Отрадина не хотела отдавать своего сына в чужие руки – все произошло помимо ее воли. Судьба главной героини произведения поистине трагична: актриса Кручинина (именно ею стала Любовь Отрадина) считает, что ее мальчик давно мертв, и это причиняет ей мучительное страдание, над которым время не властно. Но время не властно и над силой ее любви – даже спустя годы героиня любит своего ребенка. Именно любящее сердце позволяет ей достойно пройти все невзгоды, стать известной и всю пережитую в молодости боль воплотить на сцене, остаться просто хорошим человеком, не желающим никому зла, имеющим силу прощать и помогать. Именно такой мы и видим в спектакле эту героиню в исполнении заслуженной артистки Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, народной артистки Республики Ингушетия Фатимы Мамаевой. С помощью одного из драматургических приемов (антитеза) автор противопоставляет образу Кручининой образ Мурова, бывшего возлюбленного и отца ее ребенка. Низкий человек, привыкший предавать и лгать, он представлен настоящим негодяем, по всем канонам мировой литературы. Только его Кручинина простить не может – слишком много причинено ей боли. Этот образ на сцене воплотил народный артист Кабардино-Балкарской республики Мажит Жангуразов. Интересно высказывание Островского об образе Незнамова (сын Кручининой, разлученный с нею с раннего детства): «Незнамов для постороннего взгляда – ни более, ни менее, как юный трактирный герой. Он по молодости лет… еще многого не знает, многого не видал… Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы вправе говорить им грубости, но в то же время он умен и понимает, что ему рано быть судьей чужих пороков… Когда он понял, что встретил чистую натуру, он потерялся, он ищет и не может найти тона… Незнамова очень трудно играть: в нем есть и дурное, и хорошее, это должно проявляться и в жестах, и в тоне; дурное в нем – неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретенные в провинциальной труппе; хорошее – сознание оскорбленного человеческого достоинства, которое выражается у него более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее». Таким представляет зрителям Григория Незнамова молодой артист театра им. К. Кулиева Марат Джаппуев. Помимо темы любви, Остров-ский затрагивает тему доверия и доверчивости – нельзя беспрекословно доверять людям, их слова не всегда являются правдой. Доверять стоит лишь себе и своему сердцу. К тому же есть один, хотя и не всегда очевидный, закон – во что веришь, так и живешь. Закон мелодрамы – порок должен быть наказан, а доброта вознаграждена. Несмотря на то, что героиня много лет оплакивала смерть маленького сына, ее сердце было готово к встрече с ним – пусть это было лишь предчувствие; больше мечта, чем надежда, но все же «она ждала какого-то чуда. Она постоянно видела вас в своих мечтах, разговаривала с вами». Она узнала его в дерзком мальчике-актере по медальону. Незнамов (не знающий своего происхождения) впервые ощутил себя ребенком, защищенным великой силой любви. Они счастливы. А что же Муров? О нем Кручинина говорит: «Твой отец не стоит того, чтоб его искать. Но я бы желала, чтоб он посмотрел на нас. Только бы посмотрел; а нашим счастием мы с ним не поделимся. Зачем тебе отец?.. Ты возьмешь мою фамилию и можешь носить ее с гордостью; она нисколько не хуже»… .................................................. Александра Семенова