Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Сиреневый вечер

Сиреневый запах, Сиреневый цвет, Последний экзамен, Трудный билет. Я невольно прикрыла глаза. Сирень… Сиреневый цвет… Экзамен. Как далеко унесли меня эти строчки. Был в ранние годы моей педагогической деятельности незабываемый сиреневый вечер. 1973 год. Я, молодая учительница немецкого языка, проработала в школе уже несколько лет, и вот мой класс, мои дети – выпускники. Ставшие родными, мальчики и девочки должны сдать выпускные экзамены и покинуть школу. Пишу «ставшие родными», и это не просто слова. Это действительно так. Я приняла детей в шестом классе. Какие они были разные: милые и забавные, глазастые, вихрастые, громогласные, любопытные. Началась наша совместная жизнь с узнавания друг друга. Я пыталась увидеть, уяснить, понять, принять каждого в отдельности и классный коллектив в целом. Дети приглядывались ко мне. Они были очень внимательны. Ничего невозможно было утаить от их всевидящих глаз: «Вы сегодня в новой кофточке», «На левой щеке у Вас мел», «Вчера Вы улыбались больше, чем сегодня». И еще многочисленные вопросы: «Почему Вы шли в школу с зонтиком, а дождя не было?», «Вы умеете кататься на велике без руля?», «А какие яблоки Вы любите – зеленые или красные?» Познавать друг друга помогали общественные и трудовые дела. Таких дел в то время было достаточно: пионерские сборы, конкурсы, экскурсии, уборка класса, сбор макулатуры и металлолома, всевозможная помощь совхозу. В совместной деятельности взаимоотношения становятся теплее и проще, разговоры честнее, настроение веселее. Конечно, случались и недопонимание, острые углы, и разногласия, но нам удавалось все преодолеть и идти дальше. Шаг за шагом мы поднимались по школьной лестнице и вот пришли к выпуску. Впереди – экзамены на аттестат зрелости. Выпускные экзамены – решающий эпизод школьной жизни. От их результатов многое зависит, прежде всего – исполнение дальнейших жизненных планов. Волнуются дети, весь учительский коллектив, родители. Накануне первого экзамена, как всегда, чувствовалось напряжение, как будто воздух в школе был наэлектризован, заполнен нашими переживаниями мыслями, охами-вздохами. Только одно отвлекало и сглаживало общее беспокойное настроение – сирень, которая буйно цвела в школьном саду. В годы когда новая школа открыла свои двери и приняла детей, был разбит школьный сад и в нем посажена сирень. Маленькие, аккуратные кустики обрели свое место под окнами по всей длине фасада. С годами сирень разрослась, похорошела. Каждую весну ученики на уроках труда (был такой урок) подстригали непокорные веточки, придавая кустикам опрятный вид. А сирень в ответ одаривала цветами и неповторимым ароматом. Итак, сирень цвела. Запах чувствовался в саду, во дворе и проникал в помещения через открытые окна. Завтра экзамен. Последняя консультация. Классная комната выглядит празднично. Учительский стол накрыт красивой скатертью. На нем – два букета. В одной вазе гордо возвышаются радостно-яркие огоньки. Белоснежные, скромные ромашки весело раскинулись в другой. Дети, выслушав последние советы и рекомендации учителей, шумной компанией отправились в сад. Существует школьное поверье или примета: если кому-то удастся найти цветочек сирени с пятью лепестками, им обязательно повезет на экзаменах. Девочки стали активно просматривать ароматные тяжелые кисти. Мальчики кружили здесь же, но считали, что такое занятие не для них. В саду выпускники долго не задержались – завтра первый экзамен. 1 июня 1973 года. Следует уточнить, что испытания у выпускников начинались именно 1 июня и продолжались в течение месяца. Учащиеся 10-х классов сдавали экзамены по всем учебным предметам. Первый – обязательно русский язык и литература. Обычно это было сочинение. Перед началом – торжественная линейка. Форма одежды у выпускников – парадно-выходная. Белые рубашки и фартуки придают некоторую приподнятость. Я вглядываюсь в лица своих детей. Кажется, они повзрослели за эту предэкзаменационную ночь. Серьезное выражение, сосредоточенный взгляд и напряженность. Захотелось как-то успокоить, сказать доброе слово. Директор школы зачитывает приказ о допуске, поздравляет выпускников, педагогов и родителей с началом экзаменов на аттестат зрелости. Слова поддержки и пожелания высказывают учителя и родители. Звенит звонок. Все расходятся по классам. Дети рассаживаются, а я нахожу минутку и говорю, говорю: «Не волнуйтесь так сильно, успокойтесь. Материал весь изучен, вы его знаете. Главное, сосредоточьтесь, не торопитесь. Я уверена, все будет хорошо. Волноваться за вас буду я». Все уселись, тишина. Обвожу глазами притихший класс: на многих партах лежат спасительные цветочки сирени. Все-таки нашли! В класс входит директор. Вскрывается конверт, зачитываются темы экзаменационных сочинений, записываются на доску. Их три, каждый может вы-брать для себя любую. Все, выхожу из класса – теперь мне там быть не положено. Я сегодня дежурный учитель, пора приступать к своим обязанностям. В школе во время экзаменов необходимо соблюдать полную тишину, не должно быть посторонних. Нести вахту я напросилась сама, чтобы быть с детьми рядом. Сейчас уже не помню, как формулировались темы тех сочинений, но тогда, в часы напряженного дежурства, я обдумала и «написала» все три работы. Звенит звонок. Время вышло. Выпускники сдают сочинения. В классе остались несколько самых «усидчивых». Используя послед-ние секунды, они еще и еще раз перечитывают свои творения: не закралась ли ошибка. Экзаменационная комиссия поздравляет ребят с окончанием первого испытания и просит не беспокоить их до утра следующего дня. После непродолжительного отдыха и обеда они удаляются проверять сочинения. Конечно, разрешено делать это днем позже, закрыв листочки на ночь в сейфе в кабинете директора. Но в нашей школе учителя никогда не использовали такую возможность. Я тоже не ухожу домой. Остаюсь в учительской, занимаюсь выборкой документов, необходимых для оформления аттестатов. Работа не трудная, но требует внимания. Важно, чтобы все данные были совершенно точные. Время идет. Мне показалось, что прошла вечность, а результатов нет. Я вышла из учительской и заглянула в кабинет, где решалась судьба моих детей. Коллеги пошутили над моим волнением, посоветовали успокоиться и идти домой. Я снова уселась за работу, но сосредоточиться больше не смогла. Вздохнув, подошла к окну. Окна в учительской были открыты, вечерело, аромат сирени усилился. В саду уже собирались неугомонные выпускники. Я их хорошо понимала. Первый экзамен позади, прекрасная теплая погода, у каждого – непреодолимое желание пообщаться и, возможно, узнать свои результаты. Разве можно усидеть дома в такой вечер? Девушки – в легких ярких платьицах, юноши тоже переоделись. Они и выглядели сейчас иначе, чем несколько часов назад. Я вдруг увидела перед собой совсем взрослых молодых людей. Они собрались в большую группу и оживленно беседовали, делились впечатлениями, вспоминали страхи, сомнения, успокаивали друг друга. Кто-то старался объяснить, как и почему выбрал тему сочинения. Кто-то радовался, что ему повезло, он накануне перечитал нужный текст. Кто-то огорченно вздыхал, сомневаясь в результате. Постепенно толпа стала таять и растекаться по зарослям сирени. Задорный голос сообщил, что снова обнаружил цветочек с пятью лепестками и заверил, что это знак хорошей оценки. Другой голос пожалел, что сирень не может цвести целый месяц, чтобы снабжать пятью лепестками на всех экзаменах. Юношеский басок возразил, что это даже хорошо, что не сможет, иначе вся сирень была бы оборвана и погибла. Кто-то окунулся с головой в цветочные кисти и громко объявил, что останется навсегда в этом аромате. «Какой прекрасный вечер! – раздалось восклицание. – Я даже об экзаменах забыл!» Постепенно голоса в саду становились тише, доверительнее. Девчата шушукались в сторонке, делились своими секретами. Их беседа прерывалась короткими возгласами удивления, радости, возмущения. Кто-то рассказывал забавные истории, слышался веселый смех. Сумерки сгущались. Нагретый дневным солнцем воздух, окутывал сад. Незаметно все снова сошлись в общий круг, болтая о разном. Неожиданно (а может, и нет) зазвучала грустная тема расставания со школой. Высказывания имели разную интонацию и эмоциональный посыл. Ребята вспоминали самые интересные и яркие моменты ученических лет: школьные вечера, победу на районном смотре художественной самодеятельности, веселые дни в трудовом лагере «Рябинушка», экскурсионную поездку в Ленинград… Конечно, не забыли и любимую игру «Зарница». Мнения разделялись, слышались разные впечатления, доводы, соображения. Где-то в середине беседы услышала свое имя. Однако минорное настроение брало верх, все понимали, что это расставание не только со школой и учителями, но и с прекрасной порой юности. «А давайте помечтаем!» – перекрыл все голоса чей-то задорный. Гуляющие оживились. Разговор стал веселее и эмоциональнее. Каждому было что сказать. Озвучивались прекрасные планы, мечты, предположения, пожелания друг другу, советы. «Весна молодая, семнадцати лет, бабочек пестрых крылатый балет» (О. Истомина). Посыпались шутки: «Ты через десять лет…!», «Большой портфель...!», «Настоящий автогонщик!», «Невеста с красным дипломом», «А я…!». Несколько пар потихонечку удалились в дальний угол сада. На минутку голоса затихли. Задиристый вечерний ветерок шелестел молодыми листочками и разносил по саду очередную порцию сиреневого аромата. Послышались тихие аккорды гитары. Они органично вписывались в сиреневый вечер. Хорошо знакомые девичьи голоса негромко подхватили мелодию. Первый выпускной экзамен у моих детей и у меня. Волнение и переживания последних дней. Насыщенный впечатлениями сиреневый вечер. Предстоящее грустное расставание с мальчишками и девчонками, ставшими родными и близкими, произвели на меня магическое воздействие. В душе смешались грусть и восторг, волнение и радость! Реальность отступила. Громко застучало сердце. Казалось, я сама брожу по дорожкам нашего школьного сада, слушая шепот молодой листвы и вдыхая пьянящий аромат весны и молодости. Разве можно это забыть?! P. S. Весной 1973 года в школе №2 было два выпускных класса: 10 «А» – классный руководитель Анна Николаевна Рыжкова и 10 «Б» – классный руководитель я – Раиса Александровна Алехина. Прошло с той поры много лет. В 2023 году бывшие ученики 10 «А» и 10 «Б» отмечали пятидесятилетие выпуска. Сейчас это взрослые, состоявшиеся люди. Спасибо им за память о школе и за доброе внимание ко мне! .................................................. Р.А. Алехина, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель школы РСФСР