Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Стремись к прекрасному, куда бы путь ни вывел

Признаться, сама неоднократно порывалась составить для себя более полный портрет этого человека, но сказать, что в полной мере добилась желаемого, не могу. Поэтому, собираясь в поездку и изучая достопримечательности Томска, не могла упустить из виду Дом искусств, более известный как дом Шишкова. К тому же в памяти остались поверхностные сведения о связи исследователя с этим городом – столицей губернии, в которую некогда входила и наша территория. Посещение литературных музеев – мое большое увлечение. Бывая в населенных пунктах, где есть мемориальные места служителей пера, ни за что не упущу возможности ознакомиться с ними. Стоит ли говорить, что одной из целей в собственной экскурсионной программе стал осмотр старинного двухэтажного строения, расположенного недалеко от центра города? Путь к просвещению оказался, как это нередко бывает, тернист. Навигатор сначала повел переулками-закоулками, потом, видимо, и вовсе сбился (разумеется, не без моего участия). В результате мимо нужного своротка, от которого до «музея» несколько десятков метров, я благополучно проскочила, предоставив себе очередную возможность полюбоваться главными улицами Томска. Почему слово «музей» в кавычках? Потому что, как выяснилось спустя более часа блужданий по жаре, таковым дом, где жил писатель, не является. Разочарование первое и самое большое. Винить кого-то, кроме себя, в этом не приходится. Надо было тщательнее изучать информацию. Но остановило бы меня это? Сомневаюсь. Разочарование (скорее, недоумение) второе – стоимость входного билета: 600 рублей. Мало где берут такие суммы. И все бы ничего, если бы это было оправдано. Но смотреть в залах Дома искусств посетителям почти нечего. Очередным штрихом к моему образу удачливого человека стало отсутствие в этот день экскурсовода и подготовка сотрудников учреждения к какому-то концерту. Совпало, точнее не совпало, все. И вот, поднявшись на второй этаж после посещения единственного зала на первом и бросив беглый взгляд на картины и еще какие-то творения, сделанные, как показалось, детской рукой (полотна выставлены в коридоре и одной комнате), растерянная, нерешительно выхожу на террасу (очень даже симпатичную), когда слышу шаги за спиной… Милая девушка, уже не раз встречавшаяся мне здесь, догоняет со стаканом воды – жарко(!). Если бы она ко мне не подошла, впечатление было бы испорчено полностью (не тем, что не подошла, а тем, что вспомнить было бы нечего). Завязался разговор, «хозяйка» извинилась, что нет экскурсовода и сама она с головой погружена в организационные вопросы представления, запланированного на вечер. – А вы откуда? – Из Горного Алтая. – Да вы что?! А у нас как раз сегодня – концерт «Самозвучащие конструкции». Девочки вернулись с Алтая и, вдохновленные его легендами, составили такую программу. С террасы видно, как на полянке перед домом, репетируя, передвигаются недавние гостьи нашего региона (поверьте, «передвигаются» – самое подходящее слово; подозреваю, что имитировали движения животных – обитателей здешних мест). Одна из них извлекает звуки из модной ныне поющей чаши. «Моя» девушка, интересуется удалось ли прослушать мини-аудиогид в зале на первом этаже. Удалось. Кстати, самое интересное, на мой взгляд, помещение и уж точно более всего относящееся к Шишкову. Несколько макетов (объекты, воспроизведенные в значительно уменьшенном масштабе) по мотивам романа «Угрюм-река», газетная полоса «Сибирской жизни» в витрине, где был опубликован первый рассказ Вячеслава Яковлевича «Кедр», возможность прослушать небольшие зарисовки об особенностях золотодобычи (основа сюжета произведения), арсенал искателей благородного металла… Как я узнала по возвращении, работая над этой заметкой, экспозиция называется «Шишков – золото Сибири». А заодно выяснила, что билет в Дом искусств 600 рублей не стоит – во столько было оценено посещение концерта, на который я не собиралась и не пошла. При этом у меня сразу спросили, туда ли я, и получили отрицательный ответ. Как-то некрасиво… Сотрудница уделила мне еще немного внимания, упомянув, что тоже в мае была на Алтае и прониклась его энергетикой, и предложив валик для чистки одежды (такого количества тополиного пуха не видела никогда, особенно на себе). Надо отдать должное, выразила готовность ответить на мои вопросы, которых (из-за обескураженности или отсутствия достаточных знаний о жизни и творчестве писателя) не оказалось. – Кстати, – поделилась между делом, – как мы выяснили, когда подняли архивные документы, готовясь к юбилею Вячеслава Яковлевича, он жил не в этом доме – в соседнем. Ну, это прямо вишенка на торте. Рассматриваю ближайшее строение, сделанное, по словам девушки, по проекту того же архитектора, что и то, где мы находимся. Оба, без малейших сомнений, прекрасны и являются памятниками деревянного зодчества, коими славится Томск. На обратном пути, на мое счастье, оказывается открытой дверь в еще один зал. Вот где вполне музейная обстановка. Приличное количество мемориальных вещей писателя-философа (фамилию слышала впервые и не запомнила), находившегося в губернии в ссылке. Предметы не Шишкова, конечно, но посмотреть интересно. Допускаю, что есть и другие экспозиции, упущенные мной по незнанию. Что ж, пора покинуть здание, по соседству с которым в течение нескольких лет жил человек, имя которого неразрывно связано со столь почитаемым нами Чуйским трактом. Всего же в Томске прошло 20 лет жизни прозаика, именно оттуда он приезжал на Алтай в длительные экспедиции, именно там начал писать. Красивейший двор, ворота – и те произведение искусства. Вышла из них в первый и наверняка последний раз. А Дом искусств? Он и есть Дом искусств, независимо от того, оправдал или нет наши ожидания. .................................................. Юлия Цайтлер