Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



На страже лесов

На страже лесов На страже лесов На страже лесов

5 июля 2024 05:07

Количество просмотров: 15

Накануне праздника было решено посетить авиабазу, находящуюся в Майминском районе рядом с аэропортом. До 80-х годов прошлого столетия она входила в состав Западно-Сибирской авиабазы, в ней были только десантно-пожарные группы. В 1983-м создано Горно-Алтайское укрупненное опытно-показательное авиаотделение, что позволило совершенствовать работу службы в горных условиях. В 1991 году авиазвено получило статус самостоятельного предприятия. На сегодняшний день автономное учреждение Республики Алтай «Авиалесоохрана» насчитывает в своем составе 78 работников, из них 22 – в Онгудайском, 4 – в Иогачском, и 52 – в Горно-Алтайском авиаотделении. У ворот меня встретили исполняющий обязанности начальника Горно-Алтайского отделения Юрий Долин, специалист по кадрам Оксана Сметанникова и старший летчик-наблюдатель Евгений Ямшитов. Они рассказали о службе буднично, без пафосных слов, но с такой теплотой, за которой чувствуется: для них это – не просто работа, а дело всей жизни. На вопрос, как пришли в эту сферу, Юрий Антонович отвечает: «Каждый по-своему, но главное – профессиональное образование в области лесного хозяйства». «Когда появляются молодые специалисты, первые три года для них являются определяющими. Работа ведь непростая, и если человек продержится, то остается на долгие годы», – уверена Оксана Сергеевна. Действительно, все авиапожарные имеют стаж работы по 20-30 лет и более. Юрий после учебы в Бийском лесном техникуме и Красноярском институте в 1985 году начал трудовой путь в авиалесоохране Приморского края. С 1992-го трудится в нашем регионе. Евгений родом из Братска. Еще мальчишкой мечтал стать летчиком, в старших классах поступил в летную школу. Затем – служба в армии, учеба в институте. В пожарной авиации 25 лет, начинал с десантника-пожарного. Пользуясь возможностью, прошу рассказать подробнее о пожарном десанте. «Это те, кто непосредственно тушат пожар. К месту их доставляют на вертолете. Отряд высаживается вблизи очага возгорания и начинает борьбу с огнем. Работа может продолжаться длительное время, в таком случае их сменяет другой десант», – объясняет он. Евгений Николаевич сейчас пилотирует вертолет «Робинсон-44». Если отечественные Ми-8 используются для доставки сотрудников к месту пожара, то «Робинсон» по своим техническим характеристикам более пригоден для полетов в целях обнаружения дыма или пламени. Задача летчика-наблюдателя – найти очаг, оценить его силу и сообщить координаты диспетчерам. К беседе присоединяется Андрей Нужин, много лет отслуживший в авиалесоохране командиром вертолета Ми-8. Теперь он трудится в санавиации. «Продолжаю работать на благо республики, только немного в другом качестве. Буду летать столько, сколько небесная канцелярия позволит», – шутит он. Верность профессии – отличительная черта этих людей. Отработав в качестве пилота, они остаются в ней на других должностях. Самый старший работник Горно-Алтайского отделения не так давно ушел на заслуженный отдых в возрасте восьмидесяти лет. За долгие годы совместной работы коллектив стал как одна семья. Оно и понятно: взаимовыручка, готовность подставить плечо в трудную минуту в пожарной авиации важны так же, как профессионализм. Без лишних вопросов они выручают и коллег из других регионов нашей необъятной Родины. Не раз помогали тушить якутскую тайгу, а в настоящий момент 25 десантников-пожарных из Республики Алтай – а это 4 десантно-пожарные группы – работают в Забайкальском крае. Руководство группами осуществляют Анатолий Новиков, Александр Огнев, Сергей Носов и Алексей Хохряков. Мы прошлись по территории авиабазы. «Робинсона» на месте не было – на нем командир авиационной эскадрильи Сергей Ощепков выполнял полет над регионом. На вертолетной площадке – Ми-8. Они очень нужны, ведь в республике большинство территорий труднодоступны. Их задействуют не только при лесных пожарах, но и в других чрезвычайных ситуациях. Например, во время паводка с их помощью эвакуируют людей из отрезанных водой деревень. Отдельное стоит наземная техника, доставляющая огнеборцев туда, где тушение возможно осуществить без задействования авиации. Завершив экскурсию, возвращаемся к зданию администрации. Навстречу выходит Юрий Антонович: «Вот, самый главный пожарный пришел», – смеется он, имея в виду начинающийся дождь. «Он, конечно, наш помощник, а вот если гроза, то может быть и наоборот», – поддерживает разговор Оксана Сергеевна. «А каково соотношение причин лесных пожаров, каких больше – возникающих на основе природных факторов или все-таки из-за человека?» – задаю очередной вопрос. «Более девяноста процентов происходит из-за халатности людей, и это не обязательно непотушенная сигарета или костер. Та же стеклянная бутылка, брошенная в лесу, при нагреве на солнце может стать причиной беды…» – объясняют мне. Без преувеличения, службу авиалесоохраны можно назвать и легендарной, и героической: ведь именно она отвечает за мониторинг и ликвидацию лесных пожаров в труднодоступных районах нашей страны и приходит на помощь, когда обычными способами лесные пожары не потушить. Тем более она важна, а порой незаменима, в нашей таежной республике. От всей души поздравляя героев дня с профессиональным праздником, не забудем, что лучшим подарком для них будет наше внимательное отношение к природе и соблюдение правил безопасности в лесах. .................................................. Алевтина Меркитова