Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Он похож на свою Родину

Время неумолимо движется вперед, отодвигая в историческое прошлое события и факты, происходящие на земле. Меняются народы, меняются их традиции и обычаи, но из людской гущи вдруг глядишь – и явится на свет на первый взгляд ничем не приметная личность, но оставит в памяти поколений яркий, неповторимый образ, выраженный каким-либо присущим одному ему творчеством. Всего 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин (1929–1974 гг.), но как много он успел сделать, и, возможно, даже сейчас мы еще не до конца оценили его заслуги перед Отечеством. Вот как об этом сказал писатель-фронтовик Виктор Астафьев: «Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано». А вот что пишет о нем в своей книге «Наш сын и брат» писатель с Алтая Виктор Горн: «Весь творческий путь Шукшина, его достижения непосредственно связаны с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села. Деревня для Шукшина стала ощущением своего начала, своих истоков, своей Родины, навсегда тем, что Александр Твардовский называл основой основ поэтического постижения мира». В памяти же жителей Манжерока Василий Макарович остался как один из представителей творческой интеллигенции, его запомнили как кинорежиссера, проводившего в здешних местах съемки фильмов «Живет такой парень» летом 1964 года, а через год «Ваш сын и брат». Вот как сообщала 21 августа 1965 года газета «Алтайская правда» о съемке второго фильма: «Весь Горно-Алтайск знает, Шукшин снимает новый фильм в Манжероке. База – в школе, а снимают в березовой роще, каждый житель покажет. Благодаря фильму «Живет такой парень» Манжерок теперь известен и за пределами нашей страны». Вот так все узнали о Манжероке уже по одному, первому фильму, а после съемок второго фильма, еще через год, здесь прошел фестиваль советско-монгольской дружбы с песней «Дружба – это Манжерок»... Через 50 лет встретились в Сростках Т.И. Бочкарева, бывшая заведующая сельской библиотекой, и М.И. Шумская. Когда-то они вместе работали, дружили… Активно принимала участие в съемках семья Сластениных и потому об этом стоит сказать. Тамара Иосифовна работала в то время бухгалтером в сельпо. Она рассказывает: «В июле 1965 года я шла домой на обед. Жили мы на берегу Катуни. Прошел сильный град, и в огородах все выбило. В ограде около школы толпились незнакомые люди. Вечером муж Юрий Сергеевич, в то время учитель труда, сказал, что его пригласили поработать на съемках фильма. Был он тогда в отпуске. А еще пояснил, что фильм будут снимать под руководством того самого Шукшина, что снимал в прошлом году фильм «Живет такой парень». На другой день с моего согласия Юрий привел двух девчат – Аллу и Наташу пожить у нас. Через несколько дней приехал молодой актер Виктор Шахов. Я даже пошутила по этому поводу: когда-нибудь скажу, что у нас квартировал артист, и ни-кто не поверит. Каждый вечер Юра рассказывал о ходе событий, а однажды пришел позднее обычного и сказал: «Завтра будут снимать, Шукшин приехал». Я спросила, какой он из себя. «А ты знаешь, Тамара, он простой мужик. Поздоровался со всеми за руку, расспросил о ходе подготовки». Мне не терпелось самой увидеть его. Кажется, у всех жителей тогда разговоры были только о кино. Частенько муж задерживался, приходя домой, восхищался, как любит Шукшин старинные народные песни. Меня попросили поучаствовать в небольшом эпизоде по сюжету: когда вечером уводили Степана, я должна была выйти навстречу из переулка. Позднее я с мужем участвовала в озвучивании фильма. Во время «гулянки», когда за столом пели собравшиеся гости, песни исполняли мы, местные жители. В кадры вошли два брата мужа – Юрий Павлович Штерн и Альберт Васильевич Титоренко, они работали тогда на пилораме. Попросили снять и нашего трехлетнего сына Сашу. Здесь я поближе разглядела Василия Макаровича. Выглядел он обычно, как кто-либо из наших сельских мужиков, даже, может быть, проще. На нем была рубашка в полоску с расстегнутыми пуговицами, рукава закатаны, и что удивительно – был босиком, брюки тоже закатаны почти до колен. На съемочной площадке тем временем все шло по плану. Шли пробные съемки. Когда очередь дошла до Саши, вдруг его не оказалось на месте, сестры увели купаться. Его, конечно, нашли, но он упрямился, отказывался играть, так как проголодался. Тогда Василий Макарович обошел всех сотрудников, собрал у кого что было и накормил ребенка… Я замечала, как Шукшин подолгу и задумчиво смотрел на Катунь, с каким-то особым наслаждением и гордостью. Слышала, как в разговоре он называл ее Катунь-матушка. Частенько оставался ночевать на квартире у Харчевниковых, где жил актер Ванин. Иногда вечерами приходил к нашему соседу Нечитаеву, заядлому рыбаку и охотнику. Они подолгу разговаривали, чаевничали, выпивали, пели… Только теперь, через много лет, я до конца осмыслила сценарий фильма. Наше село, наши люди вошли в историю, как маленькая частица всей России того времени, с их нравами и характерами, и в то же время с неутомимой энергией, жизнелюбием и настежь открытой душой. Это будет вечной памятью нашим детям и внукам… Своими воспоминаниями делится Мария Юрьевна, старшая дочь Сластениных, а ныне наша поэтесса – Мария Образцова. «Когда снимали фильм, мне было 9 лет. Однажды летом, о чем-то весело тараторя с подружками, я сидела на школьном крыльце. Подошли двое мужчин, тот, что помоложе, был обут в кирзовые сапоги, выглядел по-деревенски. «Ну-ка, кыш отсюда, дайте нам поговорить!» – пугнул он нас. От взрослых узнала, что это были Шукшин и Санаев. В другой раз увидела Василия Макаровича возле конторы мебельной фабрики. Инсценировали картину дождя, поливая из пожарной машины. Шукшин очень быстро перемещался по площадке и громким голосом подавал команды участникам съемок. Ребятишек попросили пробежать за «Волгой», на которой ехал актер Ванин. Но эти кадры не попали в фильм, видимо, их вырезали». ...В годы съемок фильмов я жил в другом селе и, конечно, не мог познакомиться с этим фактом поближе, правда, бывая в Манжероке, знал об этом, видел участников съемок, видел их купающимися в Катуни и на озере. Видел я также объявление с просьбой о записи желающих принять участие в съемках. Но как бы то ни было, оба фильма мне дороги тем, что в кадры навечно вошли многие сельчане, участники гражданской и Отечественной войн. Все строения и окрестности того времени. В кадры фильма «Живет такой парень» попал и мой двоюродный брат Ф.А. Огнев, а в другом, фильме мой дядя – Р.Л. Боровиков. Первые демонстрации фильмов в нашем кинотеатре не вызвали особого интереса у сельчан, и только с годами, после глубокого переосмысления, после того как многие из участников съемок ушли из жизни, сменился внешний облик деревенского быта, люди по достоинству оценили наше кино. Часто фильмы «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная» привозили в село по заявкам. Сейчас многие сельчане, как дорогие реликвии, хранят видеозаписи с образами своих родных и знакомых. Важным вкладом в создание фильма «Ваш сын и брат» было участие местных жителей в его озвучивании. Для исполнения песни «Бежал бродяга с Сахалина» и частушки в спортивный зал школы пригласили самых голосистых. В основном это были учителя. Многие приходили семейными парами, как, например, Агафоновы, Астанины, Бучневы, Нечитаевы, Сластенины. Аккомпанировал на баяне музыкант из детского дома Иван Васильевич Шестернин. Раньше я как-то тоже этого не замечал, и вот после того, как в Сростках нам прокрутили кадры этого фильма, я четко стал различать голоса своих земляков, которых помню с детства… Трудно передать словами чувство любви к своей малой родине, чувство восхищения и гордости ею. Только тот, кто бывал в разлуке с родными местами, сможет понять это. С каким неописуемым восторгом и душевным трепетом после двух лет службы в армии на Дальнем Востоке мы смотрели с земляком Юрием Клеменковым фильм «Живет такой парень»! Так и хотелось во весь голос закричать перед тысячной аудиторией: «Это наше село, это наши места, это наших людей показывают!..» Именно эти чувства руководили Василием Шукшиным, когда он приезжал на съемки на Алтай. Ностальгия по «родной деревне» придавала ему силы для дальнейшего творчества. .................................................. «Звезда Алтая», 2004 г. Материалы страницы подготовлены Н. Воробьевым