Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Уж сколько раз твердили миру…

12 апреля 2024 05:04

Количество просмотров: 11

Статистика По данным республиканского министерства внутренних дел, в 2023 году в целях предот-вращения хищения накоплений граждан участковые инспекторы полиции обошли более 90 тыс. домовладений и провели 160 тыс. бесед, закрепив сказанное раздачей памяток. Однако новые эпизоды обмана доверчивых сельчан и горожан не заставляют себя ждать: только в текущем году зафиксировано 82 факта совершения подобного рода преступлений, сумма ущерба от которых превышает 80 млн руб. Как пояснил заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и ПДН МВД по РА Роман Басаргин, расследование этого вида общественно-опасных деяний сопряжено с большими трудностями: из общего числа всех совершенных раскрывается около 10%. Основная масса злоумышленников проживает за пределами республики. Они хорошо технически оснащены, подделывают номера телефонов и даже голос, могут позвонить по ватсапу, представиться сотрудниками государственных структур, банков, сотовых и иных компаний. Мошеннические схемы В числе наиболее распространенных схем обмана были названы следующие: – поступает сообщение или звонок якобы из банка: «прямо сейчас у вас списываются деньги», «кто-то на вас оформляет кредит», «средства с вашего счета перечисляются для поддержки украинской армии, вас могут обвинить в государственной измене». И тут же предлагают перевести деньги на безопасный депозит или совершить какие-либо действия в отношении вашего счета; – раздается звонок (чаще всего, в вечернее время) о том, что кто-то из близких в беде, попал в аварию, задолжал, потерялся и т.д. Требуют срочно перечислить «энную» сумму, чтобы решить проблему; – звонят якобы из поликлиники («приглашаем на бесплатное обследование, уточните номер полиса, ИНН и т.д.»), полиции, ФСБ («на вас заведено уголовное дело, продиктуйте ваши данные, я проверю»); от работодателей («укажите данные банковской карты для перечисления будущей зарплаты»), оператора сотовой связи («действие вашей сим-карты заканчивается, продиктуйте код из смс»); службы социологических исследований («просим вас, сознательного гражданина, ответить на важные вопросы») и т.д. и т.п. Для убедительности звонящие называют имена реальных сотрудников организаций и учреждений, адреса и обстоятельства. Эти схемы постоянно совершенствуются, к ним добавляются все новые, более изощренные. Сообщая о мерах противодействия, правоохранитель проинформировал, что в системе органов внутренних дел имеется база телефонных номеров лиц, на которых были заведены уголовные дела по факту кибер-мошенничества. В разговор вступает эксперт Банка России в Республике Алтай Елена Кудашова: – В настоящее время не составляет труда получить любую информацию о каждом человеке: его личные данные, место жительства и работы, состав семьи и многое другое – все имеется в электронных базах. Опасных схем с целью завладеть чужими средствами очень много. Государство пытается предостеречь граждан от необдуманных поступков и обезопасить их денежные сбережения. Но немало тех, кто не воспринимая ситуацию под критическим углом зрения, попадается на уловки мошенников, главная задача которых – ввести человека в заблуждение под видом заботы о нем. Начнем с того, что Банк России не работает с физическими лицами, он регулирует деятельность банков. Сотрудники не присылают документы, не показывают по ватцапу удостоверения, не называют фамилии специалистов. Они могут позвонить только в том случае, если вы лично обращались ранее по какому-то конкретному вопросу, и разговор будет также предметным, никаких данных, тем более, персональных, у вас запрашивать не станут. А мошенники стремятся привести человека в состояние стресса, манипулировать положительными либо отрицательными эмоциями. Поэтому фраза «Вам надо перевести свои деньги на безопасный счет» срабатывает во многих случаях. Запомните: безопасных счетов не существует! Сообщая незнакомцам свои данные, вы даете им возможность совершать от своего имени противоправные действия с вашими денежными средствами. Что делать? Сигналом опасности для вас должна послужить просьба сообщить любые персональные данные, номер банковской карты или счета, оказать финансовую помощь, забрать выигрыш или внести предоплату. Как поступить, если понимаете, что разговариваете с мошенниками? Самый простой и надежный способ – немедленно прекратить разговор и отключить телефон. А вступать в диалог с незнакомыми лицами, чтобы пообщаться или «вывести обманщика на чистую воду» – большая ошибка, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Если злоумышленники поймут, что «зацепить» вас не удалось, вы им становитесь неинтересны. Сообщения от неизвестных адресатов необходимо удалять, не читая. Если звонящий просит срочно перевести деньги, выдавая себя за родственника, – перезвоните близким и убедитесь в том, что они действительно нуждаются в вашей помощи. Помните: финансы не выносят поспешности. Заведите отдельную карту для оплаты товаров в интернет-магазинах, тогда мошенники не получат доступ к вашим основным счетам и средствам. Постарайтесь не держать крупную сумму на карте, тогда не будет возможности необдуманно ею распорядиться. Можете скачать на телефон функцию «Защитник» – он отклонит хотя бы несколько подозрительных номеров. А еще – чаще звоните близким и знакомым, делитесь сомнениями, если они возникают. Вот недавний пример. Женщина пенсионного возраста, жительница Маймы – человек рациональный и разумный – заинтересовалась объявлением на сайте: известная солидная компания предлагала крупную сумму заработка. Потребовались, разумеется, и регистрация, и персональные данные, и небольшая сумма на счет фирмы – для подтверждения серьезности намерений. Через некоторое время к делу подключился менеджер, который начал регулярно звонить, справляться о здоровье, настроении – вошел в доверие. Естественно, все финансовые моменты, о которых заходил разговор, затрагивались вскользь, что не вызывало подозрений. Добившись расположения клиента, он предложил внести внушительную сумму, чтобы «прибыль» соответственно увеличилась. Для большей достоверности показал допуск к счету и разрешил снять с него небольшую сумму. Убедившись в том, что ее не обманывают, женщина оформила в банке крупный кредит и внесла на свой «зарплатный» счет. Когда же спустя некоторое время ей вновь предложили сделать взнос, уже с 6-ю нулями, она поняла, что имеет дело с мошенниками и отказалась от дальнейшего сотрудничества. Потеря значительной суммы, разумеется, была ощутимой, но в то же время и поучительной. О модернизации банкнот В завершение встречи эксперт банка Николай Копылов, проинформировал о процессе модернизации банкнот, находящихся в обращении. Он акцентировал внимание на том, что мошенники совершают махинации как с безналичными деньгами, так и с наличными. Проводимая модернизация постепенно вытесняет старые банкноты и вводит в оборот купюры нового образца. Они имеют высокую степень защиты от подделок. Для большинства населения процесс замены банкнот происходит незаметно. Так, в 2024 году планируется замена 50-рублевых и 5-тысячных купюр, а в 2025-м она будет завершена. При этом эксперт предостерегает от опасности заполучить фальшивую банкноту, что иногда случается на заправках, в крупных торговых центрах. Он советует быть внимательными и тщательно просматривать полученные при расчетах наличные. При повреждении банкноты (надписи, порывы, застирывание) можно сдать ее в банк, и если 55% площади сохранилось – то обменяют на целую. А если она вызывает сомнение в подлинности, то следует сдать в банк или отнести в отдел полиции. Это защитит вас от ответственности за распространение фальшивых денег. Меры государственной защиты Недавно Госдума приняла поправки в Закон о национальной платежной системе в качестве действенной меры для борьбы с телефонным мошенничеством. Генеральный директор, партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев отметил, что «нововведения устанавливают случаи и порядок как приостановки платежных операций при наличии признаков осуществления платежа без добровольного согласия гражданина, так и приостановки действия платежного электронного средства». Эксперт предположил, что к поводам для приостановления могут быть отнесены: чрезмерно большой по сумме платеж; попытка совершить его в то время суток, в которое гражданин обычно не осуществляет переводы; ранее он не направлял денежные средства соответствующему получателю и т.д. «В общем, это будут платежи, не характерные для конкретного гражданина, но при этом они должны оцениваться в совокупности и индивидуально в отношении каждого лица», – заметил он. Сотрудники банка убеждены: основная мера противодействия – здравомыслие самих граждан. Не подавайтесь соблазну получить то, что не заработано своим трудом. Нам ли не знать, в каком месте водится бесплатный сыр. .................................................. Людмила Кравцова