Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Ремесленик XXI века

Ремесленик XXI века Ремесленик XXI века Ремесленик XXI века Ремесленик XXI века Ремесленик XXI века Ремесленик XXI века

29 марта 2024 05:03

Количество просмотров: 22

В селе Усть-Муны проживает мастер Сергей Копорин, который вот уже 21 год занимается бондарным ремеслом – изготавливает деревянные бочки. При первом упоминании об этом лично у меня сразу же возник вопрос: разве оно сейчас востребовано? Погуглив, узнаю, что профессия бондаря все же не забыта. Настоящие, самодельные деревянные бочки пользуются большим спросом, особенно в виноделии. Но вот хорошего мастера днем с огнем, как говорится, не сыщешь, разве что в глубинке, такой, как наша. И люди эти всегда будут в почете и уважении. О тонкостях мастерства спросим у самого ремесленника. – Сергей Петрович, почему Вы выбрали такое редкое и трудоемкое ремесло? – Это генетика: мои деды и прадеды были бондарями. При первом знакомстве с этим делом понял, что хочу и буду им заниматься всю жизнь. – А востребованы ли Ваши изделия на рынке? Кому в наше время нужна деревянная бочка? – Те, кто любит все натуральное и экологически чистое, по достоинству оценивают наши изделия. – Я, человек квартирного типа, не могу даже представить, какое практическое применение у подобных вещей? – Для Вас эти изделия могут служить просто декором. А вот в таком маленьком бочонке можно хранить сыпучие продукты, это очень благотворно влияет на их сохранность. Наши бочки очень любит бизнес – спа-процедуры, фитобани. Некоторые берут их для изготовления национальных напитков, таких, как чегень и кумыс, – в качественном дереве они приобретают особый вкус. А кто-то в такой таре квасит капусту старым дедовским способом. Вкусовые качества продукта, консервированного по такому рецепту, очень хороши. – Чувствую себя полным дилетантом. С чего начинается производство бочки? – Готовь сани летом, а материал для бочки – зимой. Мы приступаем к заготовке древесины в самом начале января – это важный этап. Все делаем вручную, трудоемко, но оно того стоит. – Ваше ремесло – это бизнес или дело для души? – Вначале это было просто хобби, но благодаря центру поддержки «Мой бизнес» удалось превратить любимое занятие в способ заработать «на хлебушек с маслом». – А на то, чтобы еще сверху икру положить, хватает? – Много икры тоже вредно. Хотя мы сейчас уже вышли на такой уровень, что можем конкурировать со многими производителями. У нас ручная обработка и старые технологии – это очень ценится на рынке. Часто выезжаем на ярмарки – так появляются новые, серьезные клиенты. – Бывают какие-то нестандартные заказы? – Случается. Например, изготавливали огромную бочку диа-метром 2 метра. – Сложно было? – Определенные трудности возникали, но мы готовы к экспериментам. – То есть с безумными идеями можно обращаться? – Конечно. Хочется рассказать еще об одном деле, которое выглядит по нашим временам и вовсе диковинным – производстве шаманских бубнов, ритуальных кукол и ручной выделке шкур. Этим ремеслом занимается Елена Степанова, жительница села Манжерок. Свои изделия она продает на рынке. Надо отметить, что ее павильон существенно отличается от множества других. Тут вы не найдете китайского ширпотреба, на полках – только эксклюзивные работы мастера и ее коллег-ремесленников. – Лена, как давно Вы занимаетесь изготовлением бубнов? – Я приехала на Алтай в 2005 году из Якутии, делом увлеклась еще там. Изучала шаманизм, считаю его религией мира. – То есть изготавливать бубны Вы научились в Якутии? – Я там только прикоснулась к этому. У меня даже учителя не было, до всего дошла сама. Читала, пробовала. Навыки приобретались с опытом. – Бубен шамана-якута и алтайца чем-то отличаются друг от друга? – Только формой. У первых это ромб, как правило, его не раскрашивают, у вторых – круг с рисунками. И тот и другой должны быть изготовлены из дерева и натуральной кожи и натянуты с определенной степенью напряжения для хорошего звучания. А по своему духовному значению и применению это одинаковые, ритуальные вещи. – А рисунки Вы сами наносите? – Все, от начала и до конца, делаю самостоятельно. В том числе и рисунки. – Орнамент на бубне что-то означает? Как Вы выбираете, что именно сегодня изобразить? – Все делаю «по сердцу». В процессе изготовления руководствуюсь исключительно правилом: так захотели духи. Нужно просто уметь этому подчиниться. Иногда начинаю гнуть форму, а она не получается правильной. Не надо это корректировать, пусть будет, как есть. То же самое и с рисунками. Довериться сердцу – а уже потом взять в руки кисть. Кстати, иногда не хочется рисовать, значит, не надо. А есть сложная техника: рисунок кожей на коже. Тоже надо попасть в определенное настроение, чтобы получилось гармонично. – А с куклами такая же технология? – В общем, да. Какие-то правила и каноны в любом случае существуют, кукла должна быть похожа на человека, даже если это кукла-лиса. Но в целом – процесс творческий, и отступление от правил только улучшает результат. – Ваши изделия достаточно дорогие. Насколько хорошо они продаются? – На самом деле людей, которые понимают ценность и значимость такого труда, немало. И они готовы платить за это. В моей лавке нет ни одного повторяющегося товара. Есть похожие, но не одинаковые, то есть это не штамповка. – Вы каждый день что-то новенькое делаете или по надобности? – По надобности могу сделать только если поступил срочный заказ. А вот для продажи в своем павильоне – когда есть настроение. Кстати, оно может не приходить долгое время, а потом нахлынет. И в таком состоянии способна трудиться очень долго, не отдыхая и не замечая усталости. – У Вас есть своя мастерская, ученики? – Мне бы хотелось, но особого интереса у людей нет. Я провожу мастер-классы, но это, скорее, развлечение для туристов. Мало кто стремится сделать это своей профессией. Особенно работу с мехом – токсичное и трудное дело; молодежь этим не интересуется от слова совсем. – Как Вы думаете, машинный, как Вы говорите, штамповочный путь изготовления каких-то предметов вытеснит ручной труд? – Это уже состоявшийся факт. Мы, мастера, не особо нужны, но тем не менее, думаю, что окончательно этого никогда не произойдет. Настоящие любители ручного труда и настоящие мастера останутся. Это особый склад души и восприятие картины мира. Мы – товар штучный и не можем нравиться всем. И чем нас меньше, тем мы дороже и ценнее. .................................................. Татьяна Исаева