Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Старейший храм Горного Алтая

29 марта 2024 04:03

Количество просмотров: 24

Появление в сороковые годы XIX века в отдаленной Майме каменного храма – во многом прямая заслуга основателя алтайской духовной миссии архимандрита Макария (Глухарева), просветителя алтайского. Предыстория Летом 1830 года архимандрит Макарий прибыл на Алтай. А уже осенью (известна точная дата – 7 сентября) он совершилпервое крещение в Улале . Однако на постоянное жительство в Улалу, где собирался основать миссионерский стан, архимандрит перебирается только через год, в мае 1831-го. Местные жители, испугавшись насильственного крещения, стали откочевывать в Кузнецкий округ. Тогда отец Макарий переезжает в Майму, где снимает квартиру у крещеного инородца С.Е. Чендекова. 1832 год – начало строительства первого миссионерского дома. Оно затянулось до 1835-го, причем в 1834-м М. Глухарев снова перебирается в Улалу. Существуют разногласия насчет того, где находилось строение. Согласно мнению протоиерея Михаила Путинцева, стоял он рядом с нынешним каменным храмом в честь Сошествия Святого Духа в Майме. (Путинцев М. «Алтай. Его святыни. Миссионерство. – М, 1891). Однако если посмотреть на «Ситуационный план деревни Найминской», а также на «План Томской губернии Бийского округа деревни Найминской с показанием числа домов», – оба документа относятся к началу 40-х годов XIX века, – миссия расположена на левом берегу реки Майма, недалеко от Катуни. 1842 год – продолжается активная работа по подготовке строительства храма. Сохранилась переписка архимандрита Макария с Томским купцом М.Е. Шебалиным, благодаря содействию которого и был построен храм. В частности, в письме от 10 июля 1842 года читаем: «Достопочтеннейший Михаил Евфимьевич! Во время пребывания моего в Бийске мне представился счастливый случай увидеться с проезжающим из Семипалатинска архитектором Томской губернии Алексеем Алексеевичем Арефьевым. Я умолил его поехать со мною в Майму и освидетельствовать место, предназначенное для каменного храма, который Вы намерены созидать для Миссии иждивением Вашим. Все, слава Богу, исполнено ко взаимному удовольствию; я получил от Алексея Алексеевича официальное свидетельство о том, что грунт земли на Майме перед нынешним домом Миссии, где походная церковь поставлена, благонадежен для построения каменного храма по плану, который получил от Вас и [который] Алексей Алексеевич рассматривал. Сие свидетельство намерен я в непродолжительном времени представить преосвященному». Следует отметить, что появление губернского архитектора в столь отдаленном селении, как Майма – факт исключительный, ставший возможным только благодаря личному авторитету архимандрита Макария (Крейдун Г. Миссионерское храмоздательство на Алтае. – Барнаул, 2013). Примечательно, что кирпич для строительства храма изготавливался из местного материала, для этого основатель миссии просил прислать человека, способного подыскать подходящие глины. Преподобный Макарий настолько проникся идеей строительства каменного храма для миссии, что еще прежде начала активного строительства он вникает в вопрос благоукрашения храма иконами. Письмо от 15 декабря 1843 года: «Достопочтеннейший Михаил Евфимьевич! Милостивый государь, спешу послать к Вам показание икон, благопотребных для храма, который соорудить во имя Святого Духа при Алтайской Церковной Миссии Вы имеете богоугодное и усерднейшее намерение. Да увенчает Господь сие намерение Ваше благополучным исполнением…» Далее следует подробное описание икон, причем не только изображений, но и указание, где какая будет находиться. В 1843 году архимандрит Макарий предложил М.Е. Шебалину в качестве подрядчика своего воспитанника Ивана Савельева, совместно с которым было построено несколько деревянных зданий. 15 июня 1844 года гражданский губернатор направил ходатайство томскому губернскому землемеру о поручении его бийскому окружному коллеге Александру Берестову надзора за постройкой церкви в Майме. Это последовало после выхода указа Святейшего Синода о «разрешении постройки каменной церкви в селении Майминском» (Крейдун Г. Миссионерское храмоздательство на Алтае. – Барнаул, 2013). К этому времени М. Глухарев уже покинул Алтайскую духовную миссию. Строительство и первый православный приход Закладка новостроящегося храма была совершена начальником миссии протоиереем Стефаном Ландышевым 4 июня 1845 г. Как писал об этом сам о. Стефан, день был ясный и жаркий, но в конце молебна с Бобыргана поднялась туча. Едва был положен камень в основание престола, «все небо покрылось мрачными тучами; при гласе громов, сотрясавших воздух, водружен был крест, и небесное кропило обливало нас до самого конца. Тотчас потом стало так же ясно, как и прежде». Строительство заняло всего лишь три месяца, и 30 августа однопрестольный каменный храм с колокольней был освящен в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским. 19 сентября 1845 года бийский окружной землемер Александр Берестов, осуществлявший надзор за строительством, направил донесение Томскому губернскому землемеру, надворному советнику Шабанову о том, что церковь в Майме построена без отступления от проекта. 1848 год – Консистория принимает решение о переводе миссионерского стана в епархиальное ведомство. С этого времени храм Сошествия Святого Духа в Майме становится приходским, что тоже значимо. До этого миссия в приходском отношении принадлежала Свято-Димитриевскому приходу села Енисейское, поскольку именно оно было ближайшим – 80 верст – к центральному миссионерскому стану в Улале. К слову, именно в Майме в 1848 году был образован первый православный приход – самостоятельная церковно-административная единица в Горном Алтае. При этом приходской священник села обязан был иметь «особенное попечение о новокрещенных, живущих в сем приходе, и исправлять у них все требы безвозмездно». Настоятель прихода фактически был сверхштатным сотрудником миссии, ей же принадлежало здание храма. С 22 декабря 1855 года по март 1858 года настоятелем майминской церкви был священник-миссионер, в будущем – протоиерей и помощник начальника миссии Василий Иванович Вербицкий, человек энциклопедических знаний, ныне известный как этнограф, лингвист, фольклорист, антрополог, историк религиозных верований, метеоролог, пчеловод и агроном. В 1857 году в майминском приходе им заведено училище, «в коем, до отбытия его из Маминского прихода в Кузнецкое отделение Миссии, обучались русской грамоте восемь мальчиков и три девочки» («Ведомости о лицах, служащих при АДМ за 1866 год»). Майма стала первым миссионерским селением, в котором по настоянию основателя миссии обжились новокрещеные коренные жители Алтая. Благодаря этому она росла. В 1898 году во всем Майминском приходе было 467 дворов и 2887 жителей – 1452 мужского и 1435 женского пола. В 1910-м дворов было уже 635, а жителей 3771 (соответственно 1911 и 1860 человек). Общее число прихожан несколько уменьшилось в 1914 году (обоего пола 2469 душ, в том числе инородцев 1117 человек) за счет того, что деревня Усть-Иша была выведена из состава Майминского прихода, и там был образован самостоятельный. А ведь в 1830-м, когда на Алтай только приехал архимандрит Макарий, в Майме было всего 10 домов оседлых крещеных инородцев! В период 60–90-х годов поза-прошлого столетия в храме служат священники Петр Добросердов, Стефан Борисов, Диомид Чернявский, Иоанн Бенивольский, Павел Смирнов, Алексий Репиев, Иоанн Смолянников, Александр Воскресенский, Матфей Турбин, Виктор Дисеев. Практически всю дореволюционную историю храма церковными старостами были потомки инородца Евфимия (Чендека) Софронова, крещенного священником Петропавловской церкви Бийской крепости, сохранившего до конца своих дней глубокое почтение к своему духовному наставнику. Евфимий смог передать свою любовь к православной вере и церкви всем своим детям, внукам и правнукам. В 1882 году на средства «майминского торгующего инородца Андрея Семеновича Софронова церковь была расширена двумя каменными пристроями». В начале XX века храм имел «весьма благолепный белокаменный вид. Снаружи и изнутри он был оштукатурен и выбелен известкой. Железная кровля окрашена зеленой масляной краской. Длина церкви с колокольней превышала 18 м, а наибольшая ширина составляла 15 м, высота от уровня земли до верха карниза – 8 м. Храм увенчан двумя большими и тремя малыми главами. Колокольня имела два яруса общей высотой до верхнего карниза 11 м. ...в 1910 году иконостас имел ширину 10 аршин (7 м), что соответствует ширине центрального придела храма.» («Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX–начале XXI вв.») По мнению протоиерея Г. Крейдуна, боковые приделы могли быть отделены от основного капитальными стенами по первоначальной форме храма, хотя по всем документам он числился однопрестольным. Есть также воспоминания М.Ф. Тимошанской (1917–2004 гг.), бывшей прихожанки храма в 1930-е годы, из которых следует, что в храме был второй придел и второй Престольный праздник праздновался на Собор Архистратига Михаила. В 1883 году при церкви была построена каменная сторожка, а сама церковь была обнесена деревянной оградой на каменном фундаменте. В том же году на месте первого стана Алтайской миссии была построена каменная часовня, крытая железом, длина и ширина которой составляли около 3 м. В Майминском приходе имелось две школы. В самой Майме – церковно-приходская, открытая приходским попечительством 8 марта 1884 года. Здание было построено в 1892 году, деревянное, на каменном фундаменте, снаружи обшито тесом. Размеры его составляли 14 аршин в длину, 15 – в ширину, высота – 5 1/2 аршина. Школьное здание имело 15 окон с двойными рамами (размеры – 2 1/2 на 1 1/4 аршина), семь дверей и три печи – две контрамарки и одну голландскую. По описи 1910 года здание было оценено в 2000 руб. Вторая школа, открытая в 1894 году в Верх-Карагужинском приходе, находилась в ведении Министерства народного просвещения. В 1910-м для нее было построено новое деревянное здание 10 1/2 х 7 х 5 аршин, на каменном фундаменте под крытой железом крышей, с шестью окнами и одной печью-голландкой. По оценке комиссии стоимость здания составила 400 руб. В приходской библиотеке Маймы имелось 126 наименований книг, при общем количестве 266 томов. К началу второго десятилетия ХХ века Майма была достаточно крупным по алтайским меркам селом, в центре которого архитектурной доминантой возвышался храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. ................................................... Материал предоставлен редакционной коллегией издания «Майма благословенная». Продолжение – в ближайших номерах