Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Будущее района

10 ноября 2023 06:11

Количество просмотров: 39

– Ольга Самойловна, поделитесь, пожалуйста, почему Вы решили стать детским доктором? – В семье медиков не было, и в школе в 80-е годы особо не ориентировали. Но из предметов мне нравились больше всего химия и биология; нас водили в местную больницу, объясняли, в чем заключается работа врачей, на что нужно обращать внимание. Возможно это помогло определиться с выбором профессии. Сразу после 10 класса поступила в Алтайский государственный мединститут на факультет педиатрии, окончила его в 1992 году. Выбор лечебного направления был сделан раз и навсегда. По окончании вуза первое время лечила детей в Усть-Канском районе, затем по семейным обстоятельствам переехала в Майму. В общей сложности 17 лет проработала в Усть-Кане, а 14 – в Майминской детской больнице. – Скажите, на что нужно обращать внимание родителям в ранний период жизни ребенка? – Медики классифицируют следующие периоды по возрасту: от нуля до трех – это дети раннего возраста; от четырех до шести с половиной – дошкольного; с шести до десяти – младшие школьники; с 11 до 14 – средние; 14 и старше – подростковый этап. Если смотреть на ранневозрастных детей, до трех лет, у них уязвимы органы дыхания (сезонные ОРВИ), распространены заболевания кожи (аллергические дерматиты), а также болезни желудочно-кишечного тракта (острые гастроэнтериты). Профилактика заключается в правильном кормлении ребенка-грудничка, закаливании. Дошколята от трех до шести активно посещают детские сады; в этот период они подвержены вспышкам ежегодных инфекций, например, ветрянки; могут отставать в развитии; нередко возникает избыток веса. Учащиеся начальных классов меньше болеют ОРВИ, либо протекают они в более легкой форме. У них нередко наблюдается снижение зрения по типу миопии или спазма аккомодации, поскольку мышцы глаз еще слабые, а нагрузка возрастает. Также неблагоприятный фактор – чрезмерное пользование телефонами и другими гаджетами. Сейчас даже малыши, приходя на прием, уже водят пальчиком по экрану. – Родители школьников считают их достаточно самостоятельными, сами активно работают и не всегда вовремя замечают те или иные проблемы со здоровьем. Что важно не упустить? – С 10 до 13 лет к нам обращаются с проблемами, которые мы называем «болезнями роста». Это остеохондропатии или заболевания опорно-двигательного аппарата, потому что в этот период происходит быстрый рост костей скелета, как следствие – нехватка кальция. У подростков наблюдается заметное нарушение осанки. Кроме того, на фоне гормональной перестройки организма нередко возникает избыточный вес. Этому также способствует гиподинамия: дети гораздо меньше находятся в движении, чем их сверстники 10-15 лет назад. Девочки, наоборот, теряют в весе значительно больше, чем следует, намеренно ограничивая себя в питании. И то и другое нередко влечет возникновение психологических проблем: развивается неустойчивость психики, начинаются неврозы. Отмечаем раннее половое созревание у девочек – в 8-9 лет. Почему это происходит? Потому что дети употребляют продукты, содержащие гормоны (мясо курицы). Основы здоровья ребенка закладываются в раннем возрасте, и это ответственность родителей. – А с чем сталкиваются старшеклассники, ведь при подготовке к экзаменам нагрузка на организм возрастает в разы. Что рекомендуют медики? – Среди этой группы немало обращений с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: сколиозами, плоскостопием, вегетососудистой дистонией. Кто-то падает в обморок от низкого давления, другие жалуются на давление 140-150. Все это серьезный повод для беспокойства, мы сразу направляем к кардиологу (принимает раз в неделю) и другим специалистам. В таких случаях дополнительно подключаем медикаментозные препараты: в зимнее время назначаем курсом комплексные поливитамины широкого спектра действия: «Компливит», «Супрадин», «Мультитабс». Многие проблемы выявляются в ходе школьных медосмотров. При нынешней шестидневке, после 6-7 уроков, подросткам необходимо полноценное восстановление: активный отдых, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика, закаливание. Наиболее существенное значение имеет правильное питание: необходимо утром завтракать, а в школе обедать. Причем в рационе ежедневно должны быть продукты, содержащие кальций, белки (мясо-рыба); различные овощи, фрукты, зелень. Обязательны и те, что содержат витамин D: яйца, печень трески, морская капуста. Конечно, дети не все из этого любят, тогда назначаем в форме препаратов «АкваDтрим» и «Вигатол» в обязательном порядке, поскольку в Сибири живем, лето короткое, солнца мало. – А какая работа ведется по предупреждению заболеваемости детей и подростков? – Во-первых, это вакцинопрофилактика, то, что поможет нашим детям переносить заболевания в более легкой форме. Малыши от года до двух находятся в стадии прививок: с момента появления на свет в роддоме осуществляется иммунопрофилактика от туберкулеза и вирусного гепатита. С трех месяцев проводится вакцинация от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита, затем от кори, паротита и краснухи – эти заболевания распространены. Далее – от пневмококковой инфекции: отитов, пневмоний и менингитов. Мы прослеживаем положительную динамику: благодаря вакцинации, сейчас отит практически не встречается, менингит редко. Прививку делаем только здоровому ребенку, при медотводе не трогаем. Поскольку Республика Алтай эндемична по клещевому энцефалиту, мы по эпидпоказаниям осуществляем противоклещевую вакцинацию с четырех лет. В августе прививаем детей грипполом перед школой. Вакцинопрофилактику мы планируем; у нас существует система оповещения, план прививок и приема по возрастам. К чему приводит отказ от прививок? Ребенок год не прививается, два-три, потом формируется целая прослойка «отказников» – и начинается массовое заболевание среди непривитых. Например, в Майме в начале осени произошла вспышка коклюша. В моей практике это первый случай. Маленькие дети болеют тяжело, поступают в инфекционное со спазматическим кашлем (опасен остановкой дыхания). Иммунитет после коклюша не вырабатывается, поэтому высока вероятность повторного заражения, а также осложнений. Разумеется, мы проводим профилактические беседы, стараемся донести до родителей всю серьезность последствий отказа. Во-вторых, по плану ежегодно весной и осенью мы проводим диспансеризацию декретированных групп детского населения. Условно говоря, выделяется пять групп здоровья. Первая – это абсолютно здоровые дети, даже если переболели в течение года 3-4 раза, считаются таковыми. Вторая – те, у кого имеются незначительные функциональные отклонения, допустим, аномалия развития хорды (лишняя перетяжка в сердце) или кариес (рекомендуем санацию полости рта). К третьей относим при наличии какого-либо хронического заболевания в компенсации: тонзиллита, ВСД, бронхиальной астмы. Четвертая – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации; такие дети, в зависимости от состояния, могут учиться как в школе, так и надомно (сахарный диабет, неврологические расстройства). К пятой группе отнесены дети-инвалиды (ДЦП в тяжелой степени и др.). В отношении них составляем план наблюдения, обеспечиваем лекарствами, проводим регулярный осмотр. Медицинские социологи отмечают, что из общего количества обследованных учащихся лишь порядка 10% детей можно считать здоровыми. – Острые респираторные заболевания – как от них уберечься? – При массовых заболеваниях ОРЗ-ОРВИ школы и детские учреждения иногда закрывают на карантин, а иногда нет. Существует так называемый порог заболеваемости: если более 40% детей не приходят на занятия, класс закрывается. Сроки зависят от заболевания: от 14 до 21 дня. Если в течение этого периода кто-то заболел, карантин продлевается. Пик респираторных и вирусных инфекций приходится обычно на ноябрь-декабрь, поэтому, зная предполагаемые сроки массового заболевания, следует предпринять превентивные меры. Дома и в учреждениях – проветривание помещений, регулярная влажная уборка; в общественном месте, транспорте, обязательно ношение масок, соблюдение социальной дистанции. Желательно ограничить посещение мест массового скопления людей. Это общераспространенные правила, но они достаточно эффективны, если будут соблюдаться всеми. – Можно ли лечить ребенка дома, без обращения к врачу? – В данном случае позиция медиков однозначна: дома лечить не следует – либо вызвать врача, либо пойти на прием. Если ребенок заболел в ночь, обязательно вызвать скорую, температура выше 38 – дать жаропонижающее, по возрасту и дозировке, и наутро вызвать врача или прийти на прием в детскую поликлинику. При этом дома обязательно должна быть аптечка с самым необходимым: термометром, перевязочным материалом, жаропонижающими и обезболивающими препаратами: «Ибупрофен», «Нурофен», «Парацетамол», каплями в нос согласно возрасту, противоаллергическими средствами на неотложку, такими как «Супрастин», капли «Зиртек». В период вспышки заболеваний целесообразно применение домашних противомикробных средств: чеснока, лука, имбиря, чая с ромашкой и мятой, лимона, цитрусовых, меда в небольших количествах, во избежание аллергической реакции. – Какие меры предусмотрены в поликлинике, чтобы здоровые и больные меньше контактировали? – Разумеется, мы создаем необходимые условия; у нас такой прием называется «разделение потоков больных». Температурящие дети заходят через отдельную дверь в специально оборудованный кабинет, где их осматривает фельдшер и принимает отдельно от здоровых. Поскольку вторник – день здорового ребенка, а в пятницу ставим прививки, стараемся больных не приглашать. Рекомендуем вызывать врача на дом или прийти к фельдшеру и получить консультацию и назначение. – Скажите, какие новшества появились в педиатрии за послед-ние годы? – В этом плане мы отмечаем немало изменений, позволяющих улучшить качество медицинской помощи. Например, вошло в повседневную практику ультразвуковое обследование. Около семи лет назад были компьютеризированы все рабочие места, чтобы и врач, и медсестра имели возможность пользоваться компьютером. В настоящее время ведется единая электронная карта на маленького пациента, открывая которую мы видим кардиограмму, результаты лабораторных анализов, за-ключения узких специалистов. В этой же системе оформляем электронные больничные листы, выписываем рецепты. У нас также получила развитие телемедицина в дистанционном формате. Когда поступают сложные пациенты и нет опыта лечения подобных случаев, мы собираем консилиум, выходим на связь с коллегами из других регионов, консультируемся, обмениваемся опытом. Такой формат у нас существует порядка пяти лет и способствует оказанию больному ребенку всесторонней помощи. – Ольга Самойловна, спасибо за подробное освещение важной темы. Что бы хотели пожелать маленьким пациентам и их родителям? – Дети – наше будущее, поэтому хочется, чтобы они реже болели, приходили на прием только с профилактической целью. Желаю всем здоровья, благополучия в семье, стабильности и мира в нашем обществе. .................................................. Беседовала Людмила Кравцова