Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



От артиллерийского тягача до «Интернационала»

26 октября 2023 08:10

Количество просмотров: 52

– Виталий Александрович, колесите по старым маршрутам? – На восток больше езжу, запчасти вожу. Но в основном: Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Иркутск. Грузы разные. Много с заводом «Магис» работаю, их сибит сейчас хорошо идет. – В какие дни отдыхаете: суббота и воскресенье? – У меня не бывает выходных. Если есть дела – работаю. – Сколько лет за рулем? – В 1971 году поступил в Барнаульский политехнический институт по специальности «Автомобильный транспорт». Права получил в 1974-м. За руль, конечно, не сразу сел. Свою машину взял где-то в 82-м. Я, Виктор Облогин и Владимир Ситников по распределению попали в Республику Алтай. Три года был в «Транссельхозтехнике» инженером по безопасности, потом переводом ушел на новое предприятие – в Горно-Алтайский «АТК Водстрой» главным инженером, работал в этой должности 10 лет. В те годы весь Алтайский край обслуживал один автоцентр, в Бийске. Запчастей там было очень мало, их не хватало. Я начал искать варианты: поехал в Набережные Челны, с одним директором познакомился, с другим... Стал детали возить оттуда, минуя автоцентр. В 89-м основал СТО по ремонту КамАЗов, которая функционировала до 2006 года. За запчастями всегда ездил сам, с собой еще кого-то брал – на двух-трех машинах. Сейчас уже надоела руководящая деятельность, решил вспомнить молодость, взял машину, думаю, покатаюсь по России. Это и для себя, и деньги зарабатываю. Пять лет уже этим занимаюсь. – А почему выбрали именно эту профессию? – Отец был шофером. Я полюбил машины с детства, вот и поехал поступать на это направление. – Какой Ваш первый транспорт? – Москвич 408. Но он был не на ходу. Я его полностью перебрал: поставил новый кузов, другой двигатель и ездил на нем 12 лет. – Вы бывали в Монголии. Расскажите про нее. – Прекрасная страна, прекрасные люди. Помню, когда мы начинали там работать – это 80-90-е годы – дорог вообще не было. Это сейчас асфальт, а раньше до ста путей насчитывалось: один проложат – начинается гребенка, они рядом делают. И вот так: сто дорог – одна твоя, хоть по какой езжай. По ним гоняли МАЗы в 90-е. В Монголии познакомился с директором автобазы, возил машины, запчасти, резину летом, а зимой он забивал скот и отдавал мне мясо. Так мы работали лет восемь. Потом он стал губернатором Баян-Ульгийского аймака, в настоящее время – начальник таможни. Дружим с 90-х годов, сейчас уже не позвонишь, есть такое ограничение в обеих странах. Год назад транспортировал туда грузы, два года подряд усиленно доставляли битум, они дороги делали. За пять лет на этой машине раз 20 съездил. Сейчас уложили асфальт до Улан-Батора, на Китай – хорошо стало. В прошлом году комбикорм много раз возил. – А вот вижу на фотографии – в Литве бывали, какие там дороги? – Там они всегда были отличные. Ездил туда в 80-е. Продавалось все, а у нас: хлеб, печенье, водка «Московская». Мы всегда, когда ездили, старались домой что-то привезти. И все было очень дешево. Первое, что я запомнил: зайдешь в магазин, начинаешь по-русски говорить, кто-то нормально относится, а некоторые разворачиваются и уходят. Приходилось искать выход: скажу что-нибудь на алтайском, посмотрят на меня, плечами пожмут – обслужат. – Вы делали вид, что знаете алтайский? – Я родился и рос в Яконуре. Там только две семьи было русских. Качеев, дед мой, был механизатор, кузнец, заведовал машинами. А у товарища Лешки отец работал директором школы. Остальные друзья были алтайцы. Общаясь, стал понимать их речь. – А монгольский не дался? – В Баян-Ульгие в основном казахи, я смысл сказанного иногда понимаю. – Где-то еще были за границей наверняка. – В Китае несколько раз. В первый раз по договоренности с бизнесменом, с которым познакомился во время поездки в Монголию. В ноябре он сделал визы через Улан-Батор. И мы на «уазиках» доехали до города Бэйтунь (это южный Китай), там наши горы, только мы их объехали с другой стороны. Были там и в городе Алтай, за неделю увидели много интересного. В то время в Китае не было личных автомобилей, ездили только на велосипедах, в лучшем случае – на мотоциклах. С 9 до 10 машины на дороги не выезжали, рабочий день начинался с 10 часов. Еще когда направлялись туда, был гололед, а обратно – уже снег. Люди вы-шли на дорогу, долбили, мели, скребли, к обеду путь был очищен. Я спрашиваю, кто это? А у них тут, отвечают мне, народная армия. У нас, допустим, колхоз и председатель колхоза, а у них – это полк и командир. Он сказал, что надо сделать, попробуй не выйди. И вот командир полка велел дороги чистить – все высыпали на улицу: кто с лопатой, кто с метлой, с кто с ломиком – все убрали. Вот это меня сильно удивило. Потом летал в 2006 году на самолете в Урумчи. Остались какие-то связи, но это был уже совсем другой Китай, совсем другой город. Там столько машин! В Урумчи, чтобы не было пробок, улицы в три этажа, и до пяти доходят такие винтовые дороги. Как они там разбираются, я не знаю. И ездят тихо все, на скорости 40-50 км, а пробок практически нет. – А у нас, по Вашим наблюдениям, как с этим? – Сейчас и у нас пробки есть, а где-нибудь в Барнауле – тем более. Если говорить про Новосибирск, я люблю этот город, но всегда стараюсь объехать километров за сто: как в него попал – сплошной затор. Если приходится все же, я останавливаюсь, не доезжая до города, ложусь спать и ночью прохожу его. Еще большие пробки встречаются на перевале Култук, протяженность которого составляет 100 километров, это когда едешь от Иркутска до Байкала, особенно опасен спуск с него, 18 километров, крутые повороты, как у нас на Чикете. От Читы до Хабаровска штук 40, наверное, таких, как наш Семинский. А дальше – ровная местность, спокойно катишься. Два года назад ходил в Улан-Батор, там такие пробки, что Новосибирск отдыхает по сравнению с ним. Мы ехали час до гостиницы, которая километрах в трех была. Это нормально для них. – Утомляет это? – Да, больше от этого и устаю. Современные люди понимают все, а я не могу привыкнуть. Мне ехать надо, а тут мешаются под ногами. – Где-то есть такие дороги, как у нас? – Ходил я на Кызыл – вот один в один, ехал и радовался. Ну, и Урал, конечно, но не такие горки, а как в сторону Чои, Турочака. – А сколько Вы спите после рейса? – В зависимости от того, куда еду. Если пошел на Сахалин, график строю так, чтобы не переработать, потому что на второй день тяжело будет. А так и дома в шесть подъем, и обязательно, уже более 25 лет, утром у меня пробежка два километра. Если в рейсе, то сколько получится – хоть с километр. Зарядку делаю, если дома, то обязательно – контрастный душ. Когда на восток идешь – фур очень много, в основном, из Европы. Одна за одной, вереницей. От Иркутска и Читы уже поменьше. – Что они везут? – Все. Железная дорога не успевает. А там территории развиваются очень активно. Так вот, европейцы спят все почему-то часов до 9-10, я за это время километров 300 проезжаю, пока нет машин. Как они начинают выползать со стоянок, я наоборот – на отдых. За день прохожу 700-800 километров, в 9-10 часов вечера останавливаюсь на ночлег. Если не дальний рейс, уже не смотрю на время, еду до дома. – Как семья относится к Вашим постоянным отъездам? – Все понимают, что на пенсию не проживешь. А у нас четверо внуков. Как говорит один мой знакомый: «Какой ты мужик, если своих внуков до пенсии не дорастишь?» Младшему сейчас четыре годика, так что еще сдаваться рано. – Остаетесь в строю по воле судьбы? – Жизнь такая: пока шевелишься – живешь, я так считаю. Сел на диван – там и останешься. – Кто-то из детей по Вашим стопам пошел? – Так у меня две девочки. Я с детства учил их, как и меня отец, на любой машине: и на грузовой, и на «уазике», всему. Старшая прекрасно водит. Она юрист, сама всегда за рулем. В Барнауле был конкурс красоты, она в своей категории заняла первое место, будет участвовать в следующем этапе, в Москве, 17 ноября. А младшая права получила, но тяги к автомобилям нет. – Вы, наверное, и на тракторе работали? – Так вот он у меня (показывает фотографию АТЛ – артиллерийского тягача легкого). Это танкетка, гусеничная машина, чисто военная техника 37-го года выпуска, использую по хозяйству. Вожу на ней дрова, сено, шишку. – Чем-то стало отличаться общение между коллегами-автомобилистами? – Да, люди изменились. Раньше если стоишь на трассе и поднят капот, то обязательно все останавливались. То – шофера, а сейчас их практически нет, водители в основном, те, кто научился рулить, но их не объединяет общий труд, уважение к профессии, ее представителям. А шофером надо родиться, я думаю… – Знали кого-то из СовавтоБийска? В СССР это была большая организация. Может быть, работали в ней? – Многих шоферов знаю. В большинстве своем все были профессионалы, туда не брали водителей, они там не приживались просто. Когда была СТО, постоянно ко мне приезжали за запчастями. Я возил напрямую с завода и гораздо больше, чем автоцентр. А сейчас шоферов практически нет. Кто-то на пенсии уже. Можно по пальцам их сосчитать. Шофер должен не только ездить. Я, допустим, своими руками собрал три машины, первый был «Урал»: двигатель, мост другие поставил, гидравлический кран – он у меня бегал 120 километров в час спокойно, хотя по заводским нормам 70-80 полагалось, не больше. Шофер должен уметь все. Если в дороге что-то случилось, рассчитывать не на кого – делай все сам. – Наверное, до сих пор к Вам обращаются за помощью. – В сложных случаях спрашивают совета. – В современных машинах разбираетесь, компьютерных? – Я даже свою машину гонял в Новоалтайск, потому что только там есть компьютерная диагностика американских автомобилей. – У вас американская? – Да, «Интернационал». Наши машины я знал как свои пять пальцев. И я в любой из них посмотрел бы и нашел неис-правность. А здесь без компьютера не обойтись. – Быстрее ходит, чем КамАЗ? – 120 спокойно, у нее 500 лошадиных сил, мощный двигатель, и машина сама очень мягко идет, посадка удобная, не в каждом автомобиле бывает такое. – А какая у Вас мечта? Сбылась ли она? – Однажды спросил меня друг: «Поедешь на Дальний Восток?» Я ответил: «Конечно, поеду». Он говорит: «Это ж далеко – шесть тысяч верст в один конец». На что я сказал, что давно мечтал там побывать. Теперь каждый год хожу туда. А Европу я проехал: Белоруссию, Украину, Литву. Ездил в Грозный, в Армавир. Пользуясь случаем, поздравляю всех автомобилистов с профессиональным праздником. Желаю крепкого здоровья, благополучия и хороших дорог! ................................................... Беседовала Алена Еремина