Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Учить и воспитывать – здесь и сейчас

13 октября 2023 06:10

Количество просмотров: 61

Как-то, рассказывая о работе учителя, она поделилась: самое главное для нее – результат. И на школьном уроке, и на занятиях, которые она вела в качестве репетитора, важнее всего, чтобы был найден ответ на вопрос, стало понятным правило. Ради этого могла бы работать даже просто так! Профессию учителя Анна выбрала еще в детстве. – Читать я научилась самостоятельно и довольно рано. Хотелось, чтобы и другие могли так же. Процесс мне нравился уже тогда – я собирала вокруг себя соседских ребятишек, рассаживала на стулья и скамейки, заводила тетрадки, ставила оценки – так играла. Позднее, классе в девятом, у меня появилось желание стать врачом, даже более сильное. Но, к сожалению, в моей школе тогда для старшеклассников не велись химия и биология – базовые для поступления в медицинский институт предметы. Освоить их самостоятельно – особенно химию – у меня не получилось. Так что решила вместе с одноклассницей поступать в пед-институт, на филологический факультет. Надо сказать, что образ учителя у меня к тому времени сложился в двух вариантах – «киношный» и реальный. Первый – героиня из кинофильма «Весна на Заречной улице», я была просто влюблена в ее спокойствие, воспитанность, тактичность и при этом открытость. А второй – моя школьная учительница русского языка и литературы Тамара Игнатьевна Бочкарева. С ней мне потом посчастливилось работать и дальше – после окончания института я пришла в родную школу и долгие годы трудилась с ней рука об руку. Тамара Игнатьевна была моим наставником, и до сей поры она очень дорогой, взрослый друг. «Сельчанка» – как это было – Ваша работа складывалась неплохо. Школа, республиканский Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, пост заведующей детским садом… А как появилось решение пойти в газету? – Тут воедино сложились две причины. Однажды на отдыхе я познакомилась с женщиной, корреспондентом одной районной газеты, она так интересно рассказывала о своей работе, что я тоже загорелась. К тому же тогда уже понемногу начинала писать что-то свое, и мне хотелось заняться этим профессионально. А еще нас с мужем постигло несчастье – он тяжело заболел, мы вынужденно перебрались в Новосибирск. Там я работала в школе, но когда врачи разрешили вернуться домой, встал вопрос о том, куда мне устроиться. Начало декабря – в расписание уже не встроиться, к тому же учительство не позволило бы часто отсутствовать – мы все еще были привязаны к новосибирской больнице, где Андрей проходил лечение: нужно было сдавать анализы, обследоваться. И тогда муж предложил: «А не хочешь поработать в газете?» Я взяла «Сельчанку», нашла телефон редакции, позвонила Светлане Трияновой. Надо сказать, что фамилия эта была мне знакома – с Максимом Трияновым мы работали в институте повышения квалификации. Светлана Вячеславовна пригласила меня, я приехала и в тот же день была принята. Работа в газете привлекла меня и более свободным, нежели учительский, графиком и возможностью творчества – для меня это важно. Но самое главное – я люблю общение с самыми разными людьми, когда ты узнаешь не только факты биографии, но и опыт, с тобой делятся житейской мудростью. Пропуская это через себя, многое переосмысливаешь, становишься лучше. К сожалению, через полтора года из-за ухудшившегося состояния мужа была вынуждена уйти из редакции… Не стало возможности ездить в Майму из Манжерока, и я вернулась в школу… – Трудно ли было осваивать по сути новую профессию? – Самым первым слушателем, читателем и критиком моих материалов был муж Андрей. Он давал советы, делился собственными впечатлениями – ведь часто мероприятия, которые мне следовало отработать, мы посещали вместе. Встречая меня дома, он спрашивал, где сегодня была, с кем разговаривала. У нас был своего рода творческий дуэт, он был моим «ухом», ему я могла рассказать все! Когда его не стало, я перестала писать вообще… За те два года, что супруга нет рядом, у меня появилось всего три произведения – два в прозе и одно стихотворение. Может, когда-нибудь это желание вернется, есть планы, но пока нет вдохновения… – А как складывались отношения с новым коллективом? – Большую помощь в освоении газетной премудрости в «Сельчанке» оказали коллеги. Мне хотелось выработать свой стиль, поскольку я видела, что у них он есть. Мы перенимали друг у друга что-то, но у каждого был свой слог, изюминка, собственная тема. Когда мы вычитывали номер перед выходом, я восхищалась тем, что у нас получалось! Все это, по крупинкам, откладывалось, я училась. Пришло понимание – мы разные, но все пишем замечательно. Самая большая помощь, конечно, была от редактора Светланы Трияновой, особая признательность нашей замечательной Юлии Дмитриевне Шилковой, которая тогда была корректором. Благодаря ей я поняла, как должен выглядеть текст именно в газетном формате. Первое время мне приходилось переделывать материалы по многу раз, было непросто, но зато какая радость появилась потом, когда я получала свои листочки с минимумом правок! – Вы часто писали про школу – помог ли сторонний взгляд журналиста увидеть школьные реалии по-новому? – Я с удовольствием писала про школу, мне хотелось отмечать как можно больше хорошего. Во-первых, как учитель с опытом я знаю, что за любым достижением стоит огромный труд педагога – творческий, интеллектуальный, а то и физический. Об этом непременно надо говорить! Во-вторых, я писала с восхищением о тех, кто этого достоин. Конечно, у меня есть и субъективный взгляд на недочеты в образовательной сфере – это относится не к отдельным школам, а к системе в целом. Многие вещи меня не устраивают, и я старалась об этом говорить. Критиковать – не только ведь аргументировать, почему это плохо, но еще и предлагать пути выхода из сложившейся ситуации. К сожалению, об учителях и школе сейчас говорят мало хорошего… Больше ругают – и дети, и родители, и руководство… А ведь приятно, когда хвалят, благодарят! Этим я жила – сделать приятное тем, кто этого заслуживает. Учить в настоящем моменте – Но вот Вы вернулись в школу после перерыва. Новый опыт как-то повлиял на Вас? – Что изменилось, когда я вернулась снова в школу? Взгляд со стороны помог посмотреть на нее иначе. Когда-то хотелось получать лучшие результаты, быть активной, первой и чтобы мои ученики были победителями… В своей главной профессии я состоялась! Были победы в больших серьезных конкурсах, «Учитель России», например, есть авторские разработки, звание ветерана труда, попробовала себя на руководящих постах. Теперь этого не стало, но пришло понимание – нужно учить и воспитывать здесь и сейчас. Сегодня ко мне приходят на уроки дети моих учеников, новое поколение, с новыми взглядами. Очень важно в настоящем моменте поделиться знаниями, опытом, дать доброе, хорошее! Когда удается – это большая радость. Моя семья – Анна Владимировна, расскажите о своей семье. – Мои родители – простые труженики, без образования, но зато с огромным желанием выучить своих детей. Наша семья большая – пятеро детей! Это мои корни, которые поддерживают, питают. У меня сын и дочь. Дочка окончила школу с медалью, поступила в медицинский институт, сегодня она – педиатр-инфекционист в Новосибирске, мама двоих сыновей. Воспитывает своих мальчиков так же, как я: достаточно строго, но при этом старается сделать так, чтобы в их жизни было все – учеба, секции, кружки, возможность раскрыть свои способности. Сын – выпускник Барнаульского юридического института МВД России, сейчас работает в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Женат, недавно у них с женой родился первенец. Дети – моя опора, поддержка в любой ситуации, даже на расстоянии. Я всегда говорю всем родителям: это наше будущее, в которое мы вкладываем. Постепенно, пока они растут. А потом это принесет свои плоды – они будут помогать нам. Что мы вложим – то и получим. Мы делаем это для себя, хоть и говорим иногда, что все делаем для детей. Разве не так? Все остальное в нашей жизни уходящее и приходящее, а это – самое надежное и стабильное. Наша Анна Владимировна Когда я попросила бывших коллег немного дополнить материал своими воспоминаниями и пожеланиями, они откликнулись с удовольствием. Светлана Триянова, редактор «Сельчанки» в 2019 – 2021 гг. – Это был мой первый «редакторский» год. А у Анны Владимировны был уже немалый опыт руководящей работы – заведующей детским садом, методиста института повышения квалификации. Она нередко приходила ко мне в кабинет и очень мягко, тактично помогала в решении тех или иных вопросов. Давала ненавязчивые наставления, как должен вести себя руководитель. Ее советы, основанные на рабочем и просто жизненном опыте, мне очень помогали тогда. А главное качество, которое я в ней ценила и ценю в людях вообще, – умение говорить обо всем прямо. Если ей что-то нравилось – она обязательно об этом говорила. Если что-то не устраивало – она этого не скрывала. С такими людьми легко общаться. Мы тогда жили как большая семья! Делили радости и печали, поддерживали друг друга. К Анне Владимировне ездили в гости – даже после того, как она ушла из редакции, чтобы быть с мужем в его последний год… Немного скучаю по тем временам, и воспоминания о них самые теплые! Асем Камитова была в то время корреспондентом и ответсекретарем «Сельчанки». Именно ее необычным стилем восхищались все. Асем прислала небольшую зарисовку, посвященную Анне Владимировне. «Я – мел, которым рисуют на асфальте и пишут на классной доске. Живу я – много ли, мало ли – в Манжерокской школе. Я себе очень нравлюсь. Когда мои белоснежные гладкие бока уверенно прикасаются к любой поверхности – появляются интересные мысли, возникают слова и предложения. Чего только не пережил в своей короткой, но интересной жизни! Помогаю учителям, например, Анне Владимировне, объяснить школьникам правила орфографии и пунктуации. Утро с Анной Владимировной начинается с проверки домашнего задания, потом она берет меня пальцами, и начинается практическое волшебство: «жи/ши пиши с буквой и», «если в вопросе отсутствует мягкий знак: «что делает (сделает)?», «что делают (сделают)?», то в глаголе пишется -тся (без мягкого знака)», «если в сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится»… И многое другое! Я дрожал в руках двоечника, восхищался, какие взрослые и самостоятельные мысли высказывают старшеклассники… Но все-таки больше всего люблю разговаривать с Анной Владимировной на разные темы. Мне нравится, как она старается мягко обходить острые углы, общаясь с учениками, объясняет содержание книги и рассказывает о героях литературного произведения! Но после обеда она меня оставляет, уходит по делам, а я лежу в пустом классе, в обнимку с доской. И жду завтрашнего дня, когда Анна Владимировна снова возьмет меня в руки. А я буду писать и писать».