Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



День КМН: красиво, вкусно, колоритно

День КМН: красиво, вкусно, колоритно День КМН: красиво, вкусно, колоритно

18 августа 2023 09:08

Количество просмотров: 70

Народный ансамбль алтай-ской песни «Чаптыган» выступил на главной сцене с двумя новыми песнями. Мастерицы Наталия Сакошева (с. Майма) и Лилия Лубягина (с. Манжерок) провели творческие мастер-классы для гостей праздника на выставке «Город мастеров». В конкурсе национальных костюмов Анджела Сеулекова из села Урлу-Аспак представила традиционное тубаларское одеяние. Цветовой гаммой Анджела Борисовна подчеркивает красоту родной земли. Так, бирюзовый символизирует богатый Алтын-Кель, бордовый – черневую Тайгу-кормилицу. В конкурсе национальных блюд «Амтанду Турочак» от Майминского района за победу боролись три участника. Ансамбль «Алтын-Сай» приготовил более 60 блюд и презентацию с исполнением народной песни. Светлана Улагашева (со..о..к ку..зен) из Урлу-Аспака сделала акцент на традиционной кухне и рассказала о вкладе в культуру народов Алтая своего предка, сказителя Николая Улагашева под живое исполнение горлового пения и игру на топшууре. Елена Попова из Александровки представила блюда, отсылающие к древнему укладу коренных народов, в том числе собирательству. Елена встречала гостей игрой на комусе и увлекала легендой собственного сочинения о богатыре Сартакпае. В оформлении стола с дарами Тайги-кормилицы были использованы картины, выполненные в технике войлочной акварели. Гости из соседних районов, а также из Алтайского края и Кемеровской области по достоинству оценили кулинарные способности наших участниц. На конкурс накосных украшений от Майминского района было представлено четыре работы. Дарья Яндыкова (со..о..к jус) представила шангкы для молодых, незамужних девушек, сделанный из ракушек, пуговиц и бусен. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляют заколкой «тебиске». Шангкы символизирует богатство девичей красы. Характерный звук трения раковин каури друг о друга, по народному поверью, отпугивает болезни и неприятности. Девушку, носившую такое накосное украшение, называют «шангкылу бала», что означает «девушка на выданье». Айтана Пясковская (со..о..к ку..зен), демонстрировала украшения для волос, предназначенные для свадебного обряда «Чач jарыш», когда невестки со стороны обоих молодых заплетают две косы. Это украшение показывает переход человека из одной возрастной группы в другую, изменение его социального статуса и отражает важный момент в жизни. Его носят только замужние женщины. Также наличие кажагая и количество каури в нем говорит о достатке и о социальном статусе в обществе. Кажагай – это накосное украшение, которое делают из ремешков или шнурков с морскими раковинами каури, бусами, кисточками и декоративными металлическими вставками. Елена Попова (со..о..к майман) в рамках конкурса представила накосное украшение шангкы ручной работы (модель – Лиана Татанакова). Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас», говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать черной», т.е. она не должна быть без украшений. Социовозрастная ступень «шанкылу бала» подразумевала святость, чистоту и требовала от девушек этого возраста соблюдения определенных норм поведения, главными из которых являлись скромность и сдержанность. Евгения Тадыкина (со..о..к мундус) от коллектива «Алтын-Сай» демонстрировала старинное украшение с накладными косами. Круглым пуговицам «топчы», которыми также украшены косы по всей длине, приписывали свойство дарить долголетие. От украшения якобы исходит пожелание: «Пусть живет так долго, как я, да сбудется мое благопожелание!». Бусины (jинjи) и бисер (ypкене) считались символами многодетности и богатства. Результатом стараний наших мастериц стало второе место в конкурсе. Отметим также, что делегация Майминского района была самой многочисленной на празднике. ................................................... Подготовила Полина Фомина