Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Ориентир – потребности покупателя

21 июля 2023 07:07

Количество просмотров: 60

Средний Сайдыс – небольшое село в пять улиц и численностью около трехсот человек, расположен в одном из живописных мест Майминского района, в окружении гор и лесов. Из социальных объектов – школа и детский сад; ФАП пока в проекте, клуб не работает, почта закрылась. Зато магазинов – два. Побывав в одном из них накануне Дня работника торговли, мы побеседовали с продавцом Дареджан Туйменековой, которая одновременно является и депутатом, и старостой села. Родом наша собеседница из здешних мест, в юности на несколько лет уезжала на Сахалин, а затем снова вернулась в родное село. По образованию – воспитатель и поначалу работала в детском саду. Когда появилась семья, родились трое детей, стали искать с мужем дополнительный источник дохода, помимо подсобного хозяйство. Население, в основном, средний возраст, в большинстве уезжало на сезонные заработки на турбазы, а молодая семья Туйменековых решила проблему иначе – сами создали себе «рабочее место». Магазин товаров повседневного спроса с красивым названием «Ырысту» («Счастье») появился на подворье в 2007 году; ассортимент был ориентирован на за-просы покупателей: хлеб, молоко, крупы, бытовая химия, при необходимости – привоз по заказам. На протяжении многих лет работают в таком деловом режиме вдвоем с напарницей, Надеждой Яндыковой. «У нас все на доверии», – улыбается Дареджан. Магазинчик небольшой, уютный, товары аккуратно расставлены по полкам. Запросы сельчан он вполне удовлетворяет, а в случае чего можно заглянуть в другой, что неподалеку. Интересуюсь, а как с хлебом, наверное, большинство пекут сами? Оказывается, это в прошлом: основной продукт питания привозят три раза в неделю, а разбирают сразу, с запасом. «Особого дохода магазин не приносит, – делится хозяйка. – Но все же дает возможность выживать, ощущать стабильность». Действительно, можно быть уверенным, что никакие сетевые маркеты конкуренцию составлять здесь не планируют – не выгодно. Поэтому именно частные магазины в небольших поселениях решают одну из насущных задач жизнеобеспечения. На вопрос, есть ли какие-то трудности, оба продавца отвечают, что все решаемо: договариваются либо с доставкой товаров, либо сами едут в город или в Майму. А еще отмечают уважительное отношение односельчан к своему труду. «Люди у нас доброжелательные, порядочные, расплачиваются вовремя, понимают, что мы стараемся для них. Есть один необычный покупатель, единственный житель Верхнего Сайдыса, Иван Аднашевич. Он там у себя огород садит, корову держит, занимается охотой, сбором ягод, трав. За покупками к нам приезжает на коне, обычно, когда пенсия. Набирает продуктов на месяц: соль, сахар, муку, масло, спички. Мы всем покупателям рады». Что касается преимуществ торговли подобного формата, их немало. Сельский магазин – больше чем просто полки с товарами. Это место встречи, где можно поговорить, обсудить новости, узнать, что было, есть и даже что будет. Если вдруг кому-то не хватило батона – напекут домашних лепешек – голодным не оставят. А при необходимости откроют двери для запоздавшего покупателя. Где еще так пойдут навстречу потребителю! ................................................... Людмила Кравцова