Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Кай: фестиваль международного уровня

16 июня 2023 09:06

Количество просмотров: 79

9-10 июня в Центре культуры села Майма состоялся фестиваль-конкурс «АлтайКАЙ», на котором выступали кайчылары не только из районов нашей республики, но и из Тывы, Китая и Монголии. На открытии торжества на правах принимающей стороны глава Майминского района Петр Громов отметил важность и нужность проведения мероприятия, поскольку это уникальная возможность познакомиться с традициями и культурой алтайского народа через звучание национальных музыкальных инструментов и мастерство горлового пения. Конкурсанты состязались в следующих номинациях: «Повествование героического эпоса (стили и разновидности горлового пения)»; «Исполнение в современной музыкальной интерпретации»; «Женское горловое пение» и «Конкурс инструментального искусства среди детей до 16 лет». Общее число участников составило свыше 70 человек, большинство из которых представляли Кош-Агачский, Улаганский, Онгудайский, Усть-Канский, Шебалинский и Чемальский районы. Наши артисты лучше выступали в повествовании эпических произведений, а гости – всемирно известные виртуозы горлового пения из Китая, Монголии и Тывы – превосходили в музыкальной интерпретации. Жюри конкурса возглавлял монгольский исполнитель горлового пения, президент международной ассоциации «Ко..о..мо..й» Хосоо Хосбаяр. В первый день фестиваля, после выступлений конкурсантов, состоялся круглый стол с участием сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики имени С.С. Суразакова по теме «Кайчы в XXI веке. Современное исполнение». В XX столетии, с установлением советской власти на Алтае, большевики боролись не только против зайсанов, баев и служителей культов – камов и jарлыкчы как «эксплуататоров и контрреволюционеров», но и против всего «алтайского патриархально-феодального строя» как препятствия «за новую, свободную, счастливую жизнь». Тогда под раздачу попали не только быт, обычаи, навыки, но и другие особенности алтайцев. В том числе и кай, поскольку кайчы являлся носителем истории, то есть исполнителем героических сказаний, мифов и легенд, устно передаваемых от одного поколения к другому. Наиболее талантливых сказителей называли «ээлу.. кайчы» – «сказитель, в ком есть дух сказаний». Многие из них обладали даром провидения, лечили болезни. В 90-е годы перед общественностью встала задача возрождения национального кая как важнейшего объекта нематериального культурного наследия алтайцев. Воссоздание угасающей формы народного творчества под руководством в то время единственного кайчы автономной области Таныспая Шинжина проходило по двум направлениям: в качестве разновидности этнической музыки и в виде повествования эпического произведения. Сегодня алтай кай как разновидность этнической музыкальной культуры, наряду с тувинским и монгольским горловым пением, известен во всем мире. В его популяризации значительных успехов добились наши артисты, гастролируюшие за пределами республики. Благодаря им, напевы алтайского кая звучали на всех континентах земного шара. А 5 апреля 2017 года стараниями Болота Байрышева Ногон Шумаров, Эмил и Радмила Теркишевы, Марина Саксаева, Эркемен Епишкин, Айдар Чурупов, Мерген Тельденов, Аржан Туденев, Вадим Деев и Айдар Унатов выступали в Камерном зале Московского международного Дома музыки с проектом «Хранители огня», посвященным памяти известного алтайского кайчы Алексея Калкина. Столичная публика восторженно восприняла древнее искусство алтайцев. На круглом столе обсуждали вопросы, связанные с современным состоянием алтайского кая. Было отмечено, что в настоящее время в героическое сказительское искусство вовлечены не только артисты, но и учащаяся молодежь. Проведение фестивалей и конкурсов, издание аудио-видеодисков и текстов сказаний создают благоприятные условия для свободного творчества. Благодаря грантовой поддержке, то есть безвозмездной помощи от государства, благотворительных фондов или частных инвесторов, начинающие исполнители активно осваивают традиционные формы исполнения героических сказаний. В итоге двухдневных состязаний конкурса «АлтайКАЙ» Гран-при и специальный приз жюри фестиваля получили Эмил Теркишев и Ногон Шумаров. Победителями и призерами в своих номинациях стали: «Стили и разновидности горлового пения», старше 16 лет: 1 место – Ойгор Кошкендей (Тыва) и Ко..к Уулу (Китай); 2 место – Артыш Пикин (Чемальский район), Арслан ARISILENG (Китай) и Айсур Нонуков (Горно-Алтайск); 3 место – Санат Рыжкин (Усть-Канский район) и Анатолий Чесноков (Шебалинский район). Лучший каркыра – Б. Галбадрах. Лучший ко..о..мо..й – Эркей Теркишев (Усть-Канский район). Лучший сыгырт – Сооксоол (TANG CHAOGEJILE). «Повествование эпоса», старше 16 лет: 1 место – Кыдраш Шумаров (Онгудайский район) и Баатарсурэн (Монголия); 2 место – Айдын Курманов, Ренат Можлаев и Байыр Турлунов; 3 место – Александр Ельдепов и Артур Абраимов. «Стили и разновидности горлового пения», до 16 лет: 1 место – Монх Очир (Монголия) и Чооду Окчаа Начын-оол (Тыва). «Стили и разновидности горлового пения», ансамбли (до 16 лет): 1 место – вокально-инструментальный ансамбль «Ай-Ку..му..рел» (руководитель Айдана Кобенова). «Стили и разновидности горлового пения», ансамбли (старше 16 лет): 1 место – народный вокально-инструментальный ансамбль «Эре-Чуй» (руководитель Евгений Игоревич Малчинов); 2 место – ансамбль «Жангар» (Монголия, руководитель Чаадрабал Баатарсурен); 3 место – ансамбль «Кан-Чарас» (руководитель Эмил Теркишев). «Женское горловое пение»: 1 место – Чооду Шончалай Оюн-ооловна (Тыва); 2 место – Д. Золзаяа (Монголия). «Конкурс инструментального искусства среди детей до 16 лет»: 1 место – ансамбль «Тангдак» (Кош-Агачский район, руководители Вера и Роман Саланхановы); 2 место – вокально-инструментальный ансамбль «Ай-Ку..му..рел» (руководитель Айдана Кобенова). «Конкурс инструментального искусства среди детей до 16 лет»: 1 место – Урсул Малчанов (Кош-Агачский район); 2 место – Айсура Бабаева (Горно-Алтайск); 3 место – Айат Каан Чурекенов (Кош-Агачский район). Вечером 10 июня в Центре культуры состоялся гала-концерт с участием победителей и призеров фестиваля-конкурса «АлтайКАЙ» и Государственного национального театра танца и песни «Алтам» под руководством Айаны Шинжиной. .................................................. Семен Танытпасов