Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Солнце на спицах, синева над головой

Солнце на спицах, синева над головой Солнце на спицах, синева над головой Солнце на спицах, синева над головой

2 июня 2023 08:06

Количество просмотров: 65

Сегодняшний гость «Сельчанки» – майминец Сергей Поклонов – делится историями из жизни профессионального велосипедиста-путешественника. И чего я в тебя такой влюбленный? – Родом я из Горно-Алтайска. Когда учился в четвертом классе первой городской школы, двоюродная сестра «притарабанила» мне «в подарок» старый сломанный велик без педали. Я, небольшой шкет, сумел его отремонтировать и приноровился ездить на нем под рамой, а потом уже на седле. Это было так здорово – ты едешь, а на тебя движется весь мир! В какой-то момент меня охватило состояние абсолютной свободы. И когда со двора я осмелился на поездки по городу, то по-детски загордился, ощутив свое преимущество перед пешеходами. Я мог поехать куда угодно, даже в Майму. Кстати, это было первое мое «дальнее» путешествие: в гору, на взвоз, я катил его руками, а потом со свистом мчался вниз до самого разъезда. Натура берет свое По зодиаку я Стрелец. С детства, начитавшись книжек в жанре приключений, ощущал себя то пиратом, то путешественником – такой авантюрный характер (между прочим, авантюрист в переводе с французского означает «искатель приключений»). Мне надо было как-то реализовывать свое бурное эго. Вообще у меня, помимо любви к велосипеду, было еще два сильных увлечения: авиация и кино. При поступлении в авиационное училище меня забраковали по здоровью. «Ну и фиг с ним», – сказал я себе, построил с другом одноместный самолетик и научился на нем летать. Затем увлекся дельтапланеризмом, организовал на стадионе «Дружба» в Майме дельтаклуб и некоторое время обучал полетам всех желающих. Мало кто из сельчан знает, что наш священник, отец Георгий (в миру Юрий Балакин), был одним из лучших учеников-пилотов. Когда клуб обосновался в Горно-Алтайске, ему дали название «Горные Пилоты». Виктор Облогин, в тот период мэр города, тоже состоял в нашем сообществе. Отслужив в армии, я приобрел кинокамеру, снимал небольшие сюжеты, игровые фильмы. Потом купил мотоцикл, но вскоре поменял его на импортный велосипед со спидометром и окончательно понял, что меня все-таки тянет дорога. И еще то, что впервые ощутил в детстве, – свобода! Как будто передо мной бесконечное кино: я еду, а люди, дома, города остаются позади… Вообще, осваивал разные виды деятельности: работал дальнобойщиком, плотником-бетонщиком, подводником, электриком и даже учителем в школе, так что определенный жизненный опыт имеется. Поступал в пять вузов, четыре из которых бросил, поняв, что это не мое; в результате, окончив режиссерские курсы, стал кинорежиссером. Отработав некоторое время главрежем в ГТРК, ушел в «свободное плавание», создав собственную видеостудию. Лиха беда начало! В 1994 году знаменитый барнаульский путешественник Александр Проваторов, мой друг, пригласил снять фильм о путешествии в Монголию, с целью рекламы полетов на воздушном шаре. У меня как раз имелась хорошая камера, и я был в одном лице и путешественником, и оператором. Но, оказалось, что для дальних поездок мой спортивный «Турист» был непригоден. В составе нашей группы из семи человек был австралиец, и по его заказу из Австралии мне привезли велосипед с толстыми шинами. Это был самый первый байк в Горно-Алтайске, народ сбегался на него посмотреть! Свою задачу мы выполнили. Проехав от Барнаула до Улан-Батора, через всю Монголию, преодолели более двух с половиной тысяч километров, по сот-ке в день. Это был первый продолжительный вояж; на него ушло более полутора месяцев. По мере освоения байка мое тело начало откликаться. Чем дальше, тем больше я ощущал, что он помогает оставаться в форме. Байк, как донор, давал дополнительную энергию. Короче, он стал неотъемлемой частью жизни. Время внутри остановилось, пропало ощущение возраста; я понял, что он полезен во всех отношениях и открывает безграничные возможности. Это как фитнес: ты крутишь педали, а внутри тебя все работает, и мир вокруг меняется. Появилась уверенность, что если идешь по правильному пути, то все складывается как надо. Я стал меньше думать о материальном, понял, что неудачи, боли, болезни – даются для испытания, надо их принимать и не считать за трагедию, а просто двигаться дальше. Особенности русского менталитета Второе большое путешествие было в Азию; оно длилось больше полугода: с октября по май. Моей спутницей была ессентучанка Кристина, тоже из разряда искателей-путешественников. Она автостопом добралась с Кавказа на Алтай, планируя попасть таким же способом в Китай, а я предложил – на байках. В дороге, в бытовом устройстве, во всех сложных ситуациях нас выручала русская смекалка, «соображалка», как выражался Михаил Задорнов. Все необходимое имущество, порядка 45 килограммов, везли с собой в двух мешках, прикрепив с каждой стороны велосипедов, и в рюкзаках. Не зная многих языков, в любой стране общались на английском либо универсальном – языке жестов. Там, где не брал навигатор, мы пользовались обычным компасом. Если не было возможности переночевать с удобством, ставили палатку где придется, соблюдая при этом правила безопасности и не нарушая законов страны пребывания. И еще руководствовались принципом «довольствуйся малым!». Нам было вполне достаточно того, что имели: финансовой подушки в виде пенсии и небольшой «кубышки», сменной одежды, простой пищи (оба веганы). В Китае нас поначалу приняли за иностранцев – англичан или американцев (видимо, из-за мощной современной экипировки), но когда узнавали, что мы русские, радовались, просили сфотографироваться, пожимали руки, улыбались, кричали: «Путин и Си (Си Цзыньпин) – во!», подтверждая свое дружественное отношение к России поднятым кверху большим пальцем. В огромном Пекине мы бы непременно заблудились, не окажи нам помощь один китаец на байке. Махнув – езжайте за мной – он помог нам добраться до знаменитой площади Тяньаньмэнь. Пожалуй, надо отметить, что въезд в ряд государств Юго-Восточной Азии не вызывает за-труднений: визы можно оформлять по прибытии, пограничники просто ставят штамп в паспорте. А граница между Китаем и Вьетнамом практически условная: перейдя через мост, оказываешься уже на территории другой страны. В Камбодже заехали передохнуть на пару недель к моему давнему другу из России. Он посоветовал нам побывать на самом большом острове Вьетнама – Фукуоке, «диком» кусочке земли в Южно-Китайском море. Мы оказались первыми русскими (а один еще и первым майминцем! – Прим. автора), которые приехали на велосипедах на этот остров. Вьетнамский Фукуок и таиландский Пхукет похожи уже тем, что меню в ресторанах там и там пишут на русском языке. К маю добрались до Бангкока. Колеса наших верных байков к этому времени уже истерлись до нуля; обычно их хватает на 3-4 тысячи километров, потом они приходят в негодность. До Пхукета, который мы также мечтали посетить, оставалось всего семьсот километров. Однако цены на велозапчасти в Бангкоке удивили до такой степени, что нам ничего не оставалось, как закончить путешествие и вернуться в Россию самолетом. Мир не без добрых людей Путь на Родину, из Бангкока в Новосибирск, лежал через Гонконг. До вылета оставалось несколько часов. «В самолете нас покормят, а в Новосибирске встретят», – решил я и, к радости команды, спустил все оставшиеся деньги на подарки и вкусняшки. Но случилось непредвиденное: мы опоздали на самолет. Оказалось, что Пекин и Гонконг находятся в разных часовых поясах. Беспечность сыграла с нами злую шутку. Худшей ситуации не придумать: денег нет даже на стакан воды, обратиться за помощью тоже не к кому. Моя спутница приникла к телефону, что-то писала, отправляла какие-то сообщения, не говоря ни слова. Надо было срочно принимать решение, но кроме досады на свою беспечность, в голову ничего не приходило. Я прокручивал разные варианты, но все обстоятельства были против меня. Внезапно мой телефон стал непрерывно бренчать, принимая сообщения о переводах от совершенно незнакомых людей: 100, 200, тысяча, три тысячи рублей… «Я разместила нашу историю в соцсетях, – улыбаясь, сказала Крис. – Россия начала нам помогать». В этот момент я с гордостью ощутил, что я – русский… Через пару часов на балансе было уже более тридцати тысяч. На второй день, спустившись по трапу на летное поле в Новосибирске, я поднял руки к небу и произнес: «Господи, спасибо, что я родился в России и трижды спасибо, что живу в Майме!». Мы не понимаем, где мы находимся – в каком уникальном краю. Все познается в сравнении… Я проехал пять стран и не увидел ни одной чистой речки. Горный Алтай – самое редкостное место на свете! Вспоминается один эпизод: в Камбодже встретилась француженка, тоже путешествовавшая на велосипеде. Ноги, снизу до колен, у нее были перевязаны эластичными бинтами. На мое сочувственное «crash?» («упала?») ответила, что просто помыла ноги в ручье, а наутро они покрылись волдырями… Теперь меня еще больше стали раздражать нытики, которым плохо живется в нашей стране. Мой совет прост – подними попу с дивана и сам сделай что-нибудь для своей страны. Я с собой в велосипедном рюкзаке вожу черный мусорный пакет, часто езжу вдоль нашей любимой Катуни – и он всегда необходим. Отмечаю это все чаще, с болью в сердце… Мечтаю о том времени, когда, вернувшись домой, привезу этот пакет пустым! Продолжение следует В заключение нашей беседы интересуюсь у Сергея планами на будущее. Ответ краток: «Есть идея махнуть в Индию, на Гоа, а там, если Бог даст, в кругосветку». P.S.: Редакции «Сельчанки» поздравляет всех любителей езды на двухколесном транспорте с Международным днем велосипедиста (3 июня)! Кстати, наш рассказчик предложил землякам обратить внимание на его опыт. Именно благодаря велосипеду, накануне своего 70-летия он чувствует себя на сорок пять. .................................................. Людмила Кравцова