2 декабря 2022 09:12
Количество просмотров: 81
Первое упоминание о Чуйском тракте, по одной из версий, встречается в китайских летописях еще 3000 лет назад. На месте нынешней асфальтированной дороги долгое время находилась тропа, которой с давних времен пользовались торговцы. Купцы и ранее обустраивали свой путь, наводили мосты и переправы, но полностью привести его в надлежащее состояние для них было бы разорительно. В 1902-1903 годах вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. Все работы по строительству тракта в довоенное время осуществлялись силами жителей близлежащих сел и заключенных, в том числе, репрессированных. Работали в тяжелых природных и климатических условиях. Орудиями труда являлись тогда кирка, лом, лопата и тачка. Тракт был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 года. Последнее переустройство произошло в середине 80-х, когда проложили дорогу через перевал Чике-Таман. В этих работах участвовали и солдаты Советской армии. Они тоже вошли в летопись строительства Чуйского тракта. Сегодня среди нас живут ветераны-строители, участники, очевидцы обустройства исторического тракта. В небольшом красивом селе Сайдыс Майминского района проживает Александр Васильевич Чунжеков, скромный экс-солдат-взрывник, имеющий отношение к сооружению дороги. В далеком 1979-м он был призван в армию. Служил в войсковой части 65432, в инженерно-саперном батальоне под командованием майора Д.И. Рымарь. После прохождения учебно-военной подготовки в селе Поспелиха Алтайского края солдат отправили в Онгудай для дальнейшего прохождения службы и оказания помощи при строительстве Чуйского тракта. Взвод стоял на Ине. По словам Александра Васильевича, тогда там была узкая дорога. Взрывные работы начались весной 1980 года – со стороны села Хабаровка до перевала Чике-Таман. Убирали скалы вдоль Катуни около села Малый Яломан. Расчищали дорогу работники Онгудайского ДРСУ. Солдаты также производили отсыпку, заливали стенку для расширения дороги в Малом Яломане. Работали с утра до вечера. Служили дружно, всегда готовы были выручить друг друга, поддержать. Вместе с Александром во взводе служили парни из Астрахани, Баку, Еревана. Но самыми близкими друзьями были сослуживцы из Алтайского края: Сергей Карякин, Иван Манаев, Виктор Капылов, Владимир Вибе. С тех пор прошло много времени. С появлением мобильной связи, интернета сослуживцы нашли друга Александра, связались и встретились с ним самим. Теперь с удовольствием приезжают в гости. – Природа Алтая всегда впечатляла, удивляла,– рассказывает Владимир Вибе. – Тишина, спокойствие здесь. Два года назад мы ездили по местам службы. В Онгудае до сих пор стоит здание нашей казармы. Там, правда, сейчас частное предприятие. Мы представились и спросили разрешения войти. Посмотрели и сфотографировались на память. Ездили на Иню – там тоже казарма осталась. Постояли около стенки, которую заливали по всем технологиям. Там бетон специальной марки, арматура… В общем, стенка стоит до сих пор, как будто вчера залита. Когда по Чуйскому тракту еще ходили караваны, путь от Бийска до Кош-Агача занимал около десяти дней. После открытия полноценного автомобильного движения у водителей на дорогу уходило двое суток. Сейчас этот же участок с комфортом можно преодолеть за один световой день. Эта трасса – результат многолетнего самоотверженного труда нескольких поколений дорожников. Сейчас она входит в пятерку красивейших дорог мира и является уникальными туристическими воротами в самобытный мир Алтая. Чуйский тракт по сей день продолжает модернизироваться. Автомобильная дорога становится многополосной, более оснащенной и отвечающей всем современным требованиям безопасности. .................................................. Подготовила Оксана Капчикаева, учитель Сайдысской школы