Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Нам нужны только уши и души...

Нам нужны только уши и души... Нам нужны только уши и души... Нам нужны только уши и души... Нам нужны только уши и души... Нам нужны только уши и души... Нам нужны только уши и души...

16 ноября 2022 10:11

Количество просмотров: 75

(Горно-Алтайск). Это второе большое мероприятие недавно созданного клуба «Геолог», объединившего бывших сотрудников Алтайской геофизической экспедиции, и тех, кому близка идея проекта «Ты не один», призванного объединять людей старшего поколения и не только.
      В знаменитой песне Булата Окуджавы «Виноградная косточка» есть прекрасный вопрос-рефрен: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» А вы задумывались об этом? Зачем человек живет, для чего поет?
      Алексей Филиппов, говоря о своей авторской программе «Бардовская песня – поколения», отмечает:
      – Я думаю, что настоящее искусство не дает готовых решений, а заставляет задуматься и искать ответы на жизненно важные вопросы. На этом пути человек обретает очень значимую способность – отличать правду от неправды. Это необходимо, ведь правда жизненна, а неправда губительна. Так, создавая сценарий нашей встречи, я задавал себе вопросы о том, что должно здесь происходить и зачем. Каждый из вас тоже может ответить на эти вопросы, а вот что получилось у меня. «Зачем мы к вам приехали?» – чтобы петь песни в кругу друзей и единомышленников и вместе с ними. «Зачем петь, если можно просто слушать?» –  для того чтобы песни имели «среду бытования», ведь песни, музыка так же, как книги, картины – это искусство. «Зачем людям искусство?» –  искусство помогает людям нравственно и духовно расти, формировать морально здоровое общество, нацию. Почему мы обращаемся в зал и говорим: «Дорогие друзья!», –  если большинство здесь незнакомые люди? Потому что друг в восточной ментальности – это человек, с которым у тебя общее дело. Вот и у нас сейчас общее дело – петь песни, поэтому прошу вас: подпевайте, друзья!
      Программа Алексея Филиппова отражает путь развития такого уникального в нашей стране явления, как авторская, бардовская песня.
      Так кто же такие барды? У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. У других народов мира они назывались скальдами, менестрелями, трубадурами, а в России – певцами-сказителями, боянами.  И народ им доверял, чтил, любил. Они были теми, кому мы, по словам Владимира Высоцкого, «вверяем свои уши и души». Образы певца-сказителя и современного русского барда родственны по своему духу, который является движущей силой этого песенного движения.
Большинство при словах «авторская, бардовская песня» вспоминают Высоцкого, Визбора, Окуджаву. Кто-то назовет еще Галича, Митяева. Кто-то может вспомнить про Грушинский фестиваль. А ведь это – далеко не все!
      Думали ли вы о том, что к бардам можно отнести и Александра Вертинского, ярчайшего представителя периода 1910 – 1930 годов, времени «поколения городского романса». Этот жанр отличают яркость персонажей, контрастность чувств, мелодраматизм, острота ситуации, доходящей до крайности. Городской романс во многом повлиял на формирование жанра бардовской песни и творчество основоположников направления в русской культуре – Михаила Анчарова, Александра Галича, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Сам Вертинский говорил о себе: «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр».
      Их последователей  – представителей 1930 – 1950-х – уже можно считать «поколением авторской песни». Здесь стало важно другое: авторство стихов, музыки и собственное исполнение. Одна из известных песен этого времени – «Бригантина» Георгия Лепского на стихи Павла Когана. Лепский прошел войну  младшим сержантом, до конца жизни продолжал писать песни – всего более 250. Выступал с концертами, руководил институтской художественной самодеятельностью, участвовал в работе жюри фестивалей авторской песни. Коган – поэт-романтик, лейтенант, был военным переводчиком разведотряда, погиб в сентябре 1942 года под Новороссийском.
К этому легендарному поколению относится и автор песен Михаил Анчаров – советский прозаик, поэт, драматург, художник, участник Великой Отечественной войны. Владимир Высоцкий называл его своим учителем и в начале своего творческого пути пел некоторые песни Анчарова, которые приписывались несведущей публикой его авторству.
      К этому же периоду развития жанра относится и знаменитый «Синий платочек», созданный еще до войны Ежи Петерсбурским на слова Якова Гольденберга. Ежи (Юрий) Петерсбурский, известный еще и как Гарри Петербургский, – польский дирижер и композитор, известен еще и как автор танго «Утомленное солнце». Яков Гольденберг – советский актер, режиссер, драматург, журналист, поэт и переводчик. Сегодня слушателям известно более 20 редакций «Синего платочка», на концерте же прозвучала ее первоначальная, авторская, версия, которая когда-то исполнялась для друзей в узком кругу.
      Следующее поколение поющих поэтов – представители жанра бардовской песни 1950 – 1970 гг. Авторская песня набирала популярность и массовость, перепевалась тысячами артистов на десятках фестивалей. Именно тогда таких исполнителей в нашей стране стали называть бардами.
В России это слово стало понятным, близким и родным миллионам поклонников. Две яркие звезды этих лет – Булат Окуджава, советский и российский поэт, прозаик, сценарист, композитор, участник Великой Отечественной войны, и Юрий Визбор, автор-исполнитель, поэт, киноактер, писатель и журналист, киносценарист и кинодокументалист, драматург, художник.
      Патриарх Алексей II называл Окуджаву русским апостолом любви. Творчество Визбора в большинстве своем представляется чем-то ярким, жизнеутверждающим и радостным – будто луч света, согревающий и хранящий от невзгод.
      Далее идут авторы поколения 1970 – 1990-х. Для исполнения Алексей Филиппов выбрал песни Александра Мирзаяна и Веры Матвеевой. Мирзаян – выпускник одного из самых серьезных университетов в СССР – «Бауманки», которая готовила физиков-ядерщиков, научную элиту государства. Однако по окончании учебы он посвятил себя бардовской песне, раскрывая глубокие и серьезные темы свойств человеческой натуры и мироздания. Вера Матвеева тоже окончила ведущий инженерно-технический вуз страны – Московский государственный строительный институт. Она написала не так много песен и прожила недолгую жизнь – всего 30 лет. Но творчество женщинцы было настолько ярким и глубоким, что после ее ухода почитатели создали регулярный песенный слет, посвященный ее памяти. Завершила программу песня современного автора и композитора Николая Старченкова.
   Второе отделение творческой встречи – «свободный микрофон». Если во время первого зрители только подпевали – желающим раздали распечатки песен, которые исполнял КАП «Маяк», то во втором – можно было выйти на сцену и спеть  свою собственную песню или просто любимую. Порадовали творчеством Борис Григорьевич и Любовь Федоровна Семенцовы, Полина и Майя Лазаревы, Никита Цилих и другие.
   В заключение снова хотелось бы процитировать Алексея Филиппова:
–  Скажу о феномене русской культуры вообще. Сегодняшнее представление явления бардовской песни «в лицах» показало нам серьезное влияние на русскую культуру поляков, евреев, армян, грузин. Ну чем не феномен? Есть такой риторический вопрос: «Кто же они такие, эти русские?» Когда-то на него хорошо ответил Булат Окуджава  (напомню, его отец грузин, мама армянка, а сам он родился в Москве, после был преподавателем русского языка и литературы в калужской школе), сказав: «Русским человеком является тот человек, который ассоциирует себя с русской культурой».
Очень хочется, чтобы эти слова относились к нам и нашим детям. А иначе зачем на земле этой вечной живем?..
….
Александра Семенова