Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Хроники Эл Ойына

Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына Хроники Эл Ойына

15 июля 2022 03:07

Количество просмотров: 225

Обширная программа включала в себя традиционные национальные игры, конкурсы, обряды и песнопения. Однако обо всем по порядку. К своему стыду, до недавнего времени название этого праздника ассоциировалось у меня только с выступлением певицы Алсу, которая в далеком 2002 году принимала участие в концерте на территории Чемальского района. На мероприятие я тогда не попала, но хорошо запомнила пустынные улицы Горно-Алтайска и подозрительную тишину – город как будто вымер, все были на празднике. С тех пор и притаилась в глубине души мечта когда-нибудь посмотреть своими глазами действие, которое заставляет людей в разгар летнего сезона бросать свои уютные дачные участки и насиженные комфортные зоны отдыха. Несмотря на то что со времен чемальского Эл Ойына эффект опустевших улиц не повторился, приближение праздника я заметила задолго до его начала. Предощущение присутствовало в нечаянно подслушанных разговорах на автобусных остановках и в магазинных очередях, где обсуждали необоснованно высокие цены на аренду жилья в Усть-Канском районе, в звонках знакомых и подруг, которые просили достать костюмы для поездки, в громком соседском споре, где супруга никак не соглашалась на то, чтобы муж ехал на праздник самостоятельно, и, конечно же, в командировочном удостоверении, которое было мне торжественно вручено редактором газеты «Сельчанка». Одним словом, «ароматом» надвигающегося грандиозного чего-то я начала наслаждаться задолго до прибытия на место сбора майминской делегации и сразу же поняла, что праздник не просто знают и любят, но еще и очень ждут. 8 июля ровно в девять утра на площади перед майминским Музеем камня было весьма шумно. Отъезжающие и провожающие, суета, погрузка чемоданов и рюкзаков, последние приготовления. Наконец, с команды руководителя Центра культуры: по машинам! путешествие начинается. Первая остановка на перевале Семинский показала, что окружающие догадываются о нашем маршруте следования. Приветствия и пожелания удачи звучат из каждого придорожного ларька. Чем ближе к конечной цели, тем чаще на обочинах дороги встречаются доброжелательные местные жители, размахивающие флагами. Самой запоминающейся стала встреча, организованная жителями села Белый Ануй на въезде в Усть-Кан. Она началась с обычая айылчыга кур курчаары – повязывание пояса (кур) гостям. Это узкий отрез цветной ткани, которым опоясывают человека с произнесением благопожелания: «Белинг бек болзын, или «Пусть твоя спина будет здоровой». После этого всех членов делегации потчевали изысканными блюдами и напитками национальной алтайской кухни – дергомом, курутом, толканом, кумысом, чегенем и, конечно же, аракой. Ну и вдогонку – традиционный баран, которого по алтайскому обычаю нужно обязательно заколоть, если гость в доме. Прибываем на место проведения мероприятия. Урочище Ойбок – это огромная красивейшая долина площадью 60 га, уютно расположившаяся между несколькими горными вершинами. Облака здесь буквально цепляются за хребты и почти не двигаются, поэтому время как будто замедляет свой ход, позволяя сполна насладиться красотой открывающихся пейзажей. И сразу же вспоминается знаменитое лермонтовское: «Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана». Несмотря на свою удаленность, плотно взятая в каменное кольцо поляна ко времени нашего приезда уже не казалась безжизненной. Наличие воды и света позволило гостям праздника не чувствовать себя дикарями, а по мере прибытия делегаций то тут то стали слышаться звуки народных инструментов и стройные голоса творческих коллективов. К вечеру начали появляться люди в народных костюмах, все в ожидании первого творческого мероприятия, которое состоится в центре села Усть-Кан, на стадионе, – приветственный концерт, где представители разных районов республики поблагодарят хозяев праздника за теплый прием и познакомят со своим творчеством. Надо отметить, что профессионализм творческих коллективов удивил собравшихся с первых минут. Но главным сюрпризом стал вокальный номер с элементами горлового пения в исполнении главы Усть-Канского района Рустама Кокушева. Высокая планка праздника, заданная руководителем администрации, подарила зрителям сладкое предвкушение событий последующего основного дня. Утро началось с традиционного обряда мургуул (освящение, буквальное толкование слова – «моление»), на котором шаман и старейшины рода просят разрешения у гор на проведение праздника, а также произносят благопожелания духам местности и преподносят им дары в виде разноцветных лент, которые завязывают на ветвях дерева. Практически сразу же после обряда начался турнир по шатре (алтайские шашки) – одно из самых долгоиграющих мероприятий праздника, которое продолжится вплоть до закрытия фестиваля. Самые сильные впечатления у собравшихся вызвала церемония открытия. Невероятно красивый парад представителей всех делегаций в народных костюмах, которых тепло приветствовали зрители на трибунах, закончился эффектным появлением Главы Республики Алтай Олега Хорохордина с гостями верхом на лошадях, после чего Олег Леонидович удивил всех игрой на топшууре, а затем начал свою поздравительную речь на алтайском языке. Он неоднократно подчеркнул важность проведения праздника, который является символом консолидации общества и братства всех народов, проживающих на территории многонациональной республики. Начавшееся после открытия театрализованное представление можно охарактеризовать словами: это было грандиозно! Развернувшийся на поляне костюмированный спектакль поражал яркостью и разнообразием массовых сцен, повествующих об истории образования Ойротии. Действие вызывало у зрителей то приступы смеха, то заставляло проливать слезы и сострадать героям. Апофеозом развернувшегося действа стал массовый сложный хоровод, в котором одновременно приняли участие порядка 500 человек в разнообразных костюмах, и все это под звучание живого оркестра Республики Алтай под управлением Владимира Егоровича Кончева. Сразу же после завершения церемонии открытия праздника многотысячная публика распределилась по разным площадкам – кому что по вкусу. Несмотря на то что у меня на руках было подробное расписание всех мероприятий, куда отправиться в первую очередь, определиться смогла не сразу. После долгих колебаний выбран маршрут «куда глаза глядят». Метод, надо сказать, так себе, поэтому по прибытии выгодных мест для комфортного наблюдения за происходящим обычно не достается. Ситуацию спасло наличие волшебного бейджа с надписью «Пресса» – убедительный аргумент, чтобы нырнуть за ленточку. Камчи Первое открывшееся моему неопытному взору зрелище – мужчина, словно герой фильма про индейцев, лихо раскручивал над своей головой «лассо» и метким прицельным взмахом сбивал небольшие деревянные цилиндры, составленные в ряд на равном друг от друга расстоянии. Филигранные движения выступающего и полная тишина на трибуне сопровождались едва уловимым свистом разрезающей воздух плети. После окончания трюка – облегченный выдох толпы, одобрительные возгласы и аплодисменты. Напряжение схлынуло. Игра камчи или жонглирование плеткой. В традиции алтайского народа хлыст – это не просто аксессуар, а важный инструмент, используемый для пастьбы скота, который при необходимости мог быть превращен в грозное оружие или атрибут поддержания дисциплины. Камчи в руках мужчины превращал его в чабана, который вызывает уважение у сородичей. Следует отметить, что от демонстрации искусства владения плетью многими спортсменами захватывает дух. Однако движемся дальше. Тебек На пути к следующей площадке мой взгляд фокусируется на небольшой группе людей. Они обступили спортсмена, подбрасывающего одной ногой небольшой пуховый комочек. Признаться, такой «аттракцион» не вызвал бы должного интереса, если бы не внушительные цифры из уст арбитра: – Одна тысяча пятьсот пятьдесят два, одна тысяча пятьсот пятьдесят три… – А что он делает? – спрашиваю у собравшихся. – Тебек набивает. Уже 20 минут ждем окончания. Вот это да! Не могу позволить себе пропустить установление рекорда. В итоге сорок минут игры, три тысячи набиваний, заплетающийся язык судьи, удивленные взгляды болельщиков и безоговорочная победа. Чтобы читатель и подумать не мог, что тебек – это легко: вышедший следом игрок, к огромной радости судьи, смог сделать только три точных удара. – Это вам не хухры-мухры, – сделал замечание один из зрителей. Чеканка требует больших умений – хорошая координация, точный расчет силы и прекрасная физическая форма. Тебек – это небольшой кусочек пуха или шерсти животного, утяжеленный свинцом либо иным грузом, который игроки набивают внутренней стороной стопы до момента, пока он не упадет на землю. Кодурге-таш Огромное скопление людей на поляне вокруг небольшого вытоптанного до земли пятачка ярко свидетельствовало о начале соревнований между тяжелоатлетами. Состязание кодурге-таш, или поднятие камня, предложил включить в программу Эл Ойына Василий Ойношев, который вспомнил, что инструментом для тренировок многих алтайских богатырей являлись увесистые камни. О подобных разминках силача Бадма, который, поднимая камень, словно в шутку перебрасывал его через лошадь, писал в газете «Алтайдын Чолмоны» Таукен Яйтынов. Зрительская любовь к этому виду спорта растет год от года. И действительно, есть на что посмотреть. Под непрекращающиеся комментарии и ободряющие возгласы толпы крепкие мускулистые парни тягают многопудовые камни в попытках забросить их на широкий пень высотой 110 см. Получается далеко не у каждого, но желающих предостаточно. Куреш Конечно же, главным спортивным событием праздника стала борьба на поясах куреш. Это традиционная национальная игра всех тюркских народов, поэтому зрительская любовь к ней безгранична. Особенная атмосфера царила во время прохождения финальной схватки между командами Улагана и Кош-Агача. Количество болельщиков можно было измерить тысячами, уровень звука – децибелами, а вот накал эмоций оценить трудно. Но он был точно приближен к уровню напряжения на футбольном матче чемпионата Европы, как минимум. Для тех, кто никогда не бывал на подобных мероприятиях, совет бывалого: это стоит того, чтобы посмотреть! Кони пьяны, хлопцы запряжены… Отдельного внимания заслуживают конные скачки. В моем случае вариант с предъявлением бейджа, который открывает двери в первые зрительские ряды, не сработал, поэтому остановимся лишь на условном описании действа, а об эмоциях будем судить исключительно по уровню шума, разносившемуся на несколько километров вокруг. Еще бы! Главный приз на дистанции 12 километров – автомобиль. Те, кто не вошел на окружающие ипподром заборы и установленные трибуны, наблюдали за событием, глядя на огромные мониторы, однако живое зрелище в разы эффектнее. Турнир по кок-бору (козлодрание) лично у меня вызвал настоящий эстетический шок. Усматривалось в нем что-то мистическое, то, что пришло в культуру из самой древности, от праотцов. Кок-бору – традиционная национальная силовая игра, в которой участвуют всадники, но главный герой – козел. Забава не для слабонервных, нередко как игроки, так и лошади получают серьезные травмы. Само действие разворачивается на поле, напоминающем хоккейную площадку. Два импровизированных казана вместо ворот, согласно правилам, побеждает тот, кто сумеет закинуть туда козла целиком, частичное «зависание» не засчитывается. Тастаракай и все остальное Надо ли говорить, что после всего увиденного к моменту начала фестиваля Тастаракай (КВН по-алтайски) мои эмоциональные силы были уже порядком поистрепаны. Но, собрав волю в кулак, иду к месту его проведения. Уже на подступах слышатся взрывы дружного хохота. На сцене одна за другой разыгрываются юмористические истории на алтайском языке. Несмотря на то что мой уровень знания языка характеризуется емким словом «тех», основной смысл происходящего все же удается уловить за счет хорошей актерской игры. Настроение улучшается, сил и энергии прибавляется, отправляюсь обозревать километровые окрестности дальше. В аилах, а их было ровно 12, по количеству делегаций-участников праздника, расположились рукодельницы, которые в режиме реального времени проводили мастер-классы. Несмотря на их разнообразие, самым посещаемым оказался урок по изготовлению араки, или самогона из кислого кобыльего молока. Официальный запрет алкоголя на празднике не смог остановить поток дегустаторов, но только тсс… Договорились? Как человека творческого меня впечатлила своим разнообразием выставка конского убранства аргымак. В городе мастеров лавки ломились от обилия изделий народных промыслов. А выставка охотничьих трофеев вызывала жаркие споры и обсуждения среди мужчин. В общем, на любой вкус. Не могу ни рассказать, как среди торговых рядов встретился мне человек с очень темным цветом кожи и короткими, туго закрученными мелкими кудряшками на голове, далеко не азиатского и совсем уж не славянского происхождения. Пробую вступить в диалог и по первым фразам понимаю – иностранец. После нескольких минут разговора устанавливаю, что торговец пожаловал на праздник из самого Египта, и товар-то у него заморский, диковинный – натуральные ароматические масла, пригодные для изготовления духов и парфюмерии. Отбоя от покупателей у парня не было, поэтому поговорить не получилось. Однако по туго набитому купюрами кошельку понимаю, что праздник египтянину пришелся по вкусу. Рассказывать об Эл Ойыне можно еще много и долго, но, к сожалению, мои физические способности оказались гораздо скромнее размахов самого праздника. Вечером на главной сцене прошел фееричный концерт с участием живого оркестра под управлением Владимира Егоровича Кончева, затем шумное молодежное мероприятие, и закончилось все не менее грандиозным фейерверком, который отличался не только яркими красками, но и эффектным звуковым сопровождением. Но для меня это были только мимолетные проблески сознания сквозь призму снов, привидевшихся в горной долине урочища Ойбок на кочующем празднике алтайского народа. Эл Ойын удался! ................................................. Татьяна Исаева