Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



На встречу с прошлым

На встречу с прошлым На встречу с прошлым На встречу с прошлым На встречу с прошлым На встречу с прошлым На встречу с прошлым

20 мая 2022 04:05

Количество просмотров: 215

В музее хранятся фотографии, воспоминания, книги. В одной из них под названием «Сын вечного Алтая» сестра С.С. Суразакова Зоя Саймовна пишет: «Он был моложе меня на три года. У наших родителей, как и у многих алтайцев, дети часто умирали в младенческом возрасте. Из шестнадцати детей остались только старший брат Масей, сестра Тойлу, Малка, Сойон, Зоя, Сазон, Токтой, Куйкачы. В школе Сазон проявил себя способным учеником. Он с шести лет вместе со мной ходил в школу, потому что дома его не с кем было оставлять. В классном журнале его имя не значилось. Но он охотно выполнял задания учителей и вскоре из-за исключительных способностей был переведен досрочно во второй класс». Также в музее хранятся материалы о студенческих и военных годах профессора. С 1942-го он вместе с Зоей учится в Московском литературном институте им. К. Либкнехта. В Москве все обязанности перешли к Зое Саймовне как к старшей сестре. Шла война. В ожесточенных боях за освобождение Смоленска Сазон Саймович был тяжело ранен в правую руку. Содержательный материал литературного музея можно разделить на два больших блока: этнографический – история села Сайдыс – и собственно историко-культурологический аспект, где ярко выделяются имена С.С. Суразакова, М.В. Мундус-Эдокова, Г.В. Кондакова. Об основательнице Мария Викторовна родилась 24 июля 1930 года в Сайдысе. В возрасте восьми лет она потеряла мать. Отец Виктор Алексеевич Бабаев был учителем. Он вместе с сыном Алексеем ушел на фронт. Дома остались девочки – Евдокия, Мария, Вера и Людмила. Евдокии было 19 лет, она уже работала учителем математики и воспитывала своих младших сестер. В 1943 году пришла похоронка на отца и брата: отец погиб в Гомельской области на Белорусском фронте, а брат скончался от ран в Старой Руссе. Евдокии пришлось организовывать быт, работать и заниматься воспитанием сестер. Она вырастила их и помогла получить образование. В 1951 году, окончив полный курс Горно-Алтайского учительского института, начала свою трудовую деятельность учителем в Урлу-Аспакской школе, продолжив семейную династию. Потом вместе с мужем Иваном Самойловичем Опонгошевым уехала в Эстонию, где четыре года проработала в школе учителем русского языка и литературы, специально выучив эстонский язык. Позднее они переехали в Ригу (Латвия), где Мария Викторовна выучилась и латышскому языку. Когда мужа перевели в Среднеазиатский военный округ, Мария Викторовна окончила там Туркменский университет, защитив в 1967 году дипломную работу на тему «Свадебные обряды у алтайцев» на отлично. В университете она училась сразу на двух факультетах – этнографическом и филологическом. Вернувшись на родину, очень долгое время работала в Областном институте усовершенствования учителей, выпустив сотни учеников. Мария Викторовна является автором семнадцати методических пособий, программ и учебников по алтайскому языку и литературе. Первая книга была как пособие к синтаксису, позднее — хрестоматии по алтайской литературе. С 1980 по 2000 год М.В. Опонгошева-Бабаева работала в Сайдысской школе заместителем директора, являлась руководителем Ассоциации северных этносов Майминского района. В 1999 году за многолетний добросовестный педагогический труд Марии Викторовне было присвоено почетное звание заслуженного учителя Российской Федерации. Даже на пенсии она продолжала преподавать в школе, руководить музеем, заниматься изучением и систематизацией алтайских родов, вести активную социальную жизнь. Ее девиз: «Учитель к хорошему уроку готовится всю жизнь». Она всегда стремилась к знаниям, никогда не унывала и верила только в самое хорошее. Марии Викторовны не стало в 2013 году. Она была и осталась образцом для своих детей, внуков, родных и учеников. На конец 2021 года всего в фонде Сайдысского музея 324 экспоната, из них 18 предметов этнографической коллекции, 110 фотографий, 154 книги, 40 альбомов и рефератов. По информации Музея камня, Сайдыс – один из древнейших поселений Горного Алтая. По данным Томского государственного архива, датой основания села считается 1726 год. Документы обнаружил доктор исторических наук Николай Семенович Модоров. По данным Государственного архива Горно-Алтайской автономной области, в 1867-м в Сайдысе насчитывались 31 мужчина и 32 женщины. Компактно проживали представители пяти сеоков (родов): чапты, кергил, мундус, тонжоон, очы. Во времена Советской власти Сайдыс делился на три села: Верхний Сайдыс (Оро Тон), Средний Сайдыс (Урен-Арт), Нижний Сайдыс (Ак-Кобы ла Кайынзур). По данным из архива от 4 марта 1921 года, в Среднем Сайдысе жили 442 человека, в Верхнем Сайдысе – 289, в Нижнем Сайдысе – 167. В 30-х годах XX века организованы колхозы: Нижний Сайдыс – колхоз «Кызыл-Морой», председателем был С.Г. Кашин, муж родной сестры С. Суразакова; Средний Сайдыс – «Кызыл-Алтай», председатель Р.Д. Сарыбашев; Верхний Сайдыс – «Крестьянская газета», во главе Н.С. Дедеев. В Нижнем Сайдысе была своя мельница, а в Среднем – маленький маслосырзавод. На колхозных полях сеяли пшеницу, ячмень, рожь, овес, просо. Была своя конеферма, дойный гурт, пасека колхозная, свиноферма, даже держали кроликов. В 30 – 40-х в Сайдыс стало переселяться русскоязычное население: Шаклеевы, Сухановы, Задонские, Кондаковы, Зубановы, Табакаевы, Осиповы, Соколовы.