Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



«Праздников праздник»

«Праздников праздник» «Праздников праздник»

22 апреля 2022 01:04

Количество просмотров: 255

В стремлении наверстать упущенное мы встретились с настоятелем Свято-Духовской церкви Маймы протоиереем Георгием Балакиным и предлагаем читателям «Сельчанки» стать нашими попутчиками в этом познавательном путешествии. – Пасха – это главный празд-ник христиан или есть другие, более важные праздники? – Это «Праздников праздник. Торжество из торжеств». Вообще, у православных христиан каждый день является праздником. Есть малые, средние и великие двунадесятые, но над всеми ими стоит Воскресенье Господа нашего Иисуса Христа – Пасха. Этот праздник имеет большое общечеловеческое значение. Все мы люди, и в этом мы одинаковы, а вот как личности отличаемся друг от друга, каждый из нас уникален и неповторим. Если задуматься, то наша одинаковость острее всего проявляется на кладбище. Например, один человек стремится жить лучше, строит дворец, создает себе имя, лезет из кожи вон. Закончилась земная жизнь – и он получает два метра в глубину, метр в ширину и два в длину. А другой особо ни о чем не заботится, и возможно, жизнь его проходит под забором, но когда умирает – получает то же самое. Что можно прочитать практически на каждой из могил? Самый глубокий и самый драматичный рассказ о человеке. На личность и уникальность указывает имя. Дата рождения говорит нам о том, что целую вечность этого человека не было: люди были, а его не было. Затем идет маленькая черточка, которая обозначает его жизнь и включает в себя массу событий, которые он пережил – первый вздох, первые движения, открытия, влюбленности, разочарования, обучение, радости, печали. А потом дата смерти – и снова его нет и никогда не будет. И получается, что жизнь человека – это всего лишь маленькая черточка между никогда не было и никогда не будет. Это же несправедливо и абсолютно бессмысленно! И нет рецепта, который мог бы разорвать этот замкнутый круг. Даже самые величайшие люди все равно умерли. Нет никого, кто бы мог победить смерть, кроме Иисуса Христа. – Расскажите немного о духовной сути этого праздника. – Согласно библейскому преданию, Бог становится человеком совершенно неожиданно и нелогично для всех. Он рождается в глубокой пещере в очень бедной семье и проживает свою жизнь совершенно незаметно. В Евангелии есть такой момент, который показывает трагичность земного пути Иисуса Христа, когда один из людей подходит к Нему и говорит: «Учитель, я пойду за Тобой». И Христос ему с горечью отвечает: «Лисы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сын Человеческий не имеет даже, где главы преклонить». Это говорит о том, что Он проживает свою жизнь фактически ни к чему материальному не привязанный, и в конце концов Его убивают. И наказывают Его не за какие-то его собственные грехи, а за чужие, поэтому Он умирает совершенным. Смерть, которая была ему уготована, – самая мучительная и самая болезненная, какая только известна в истории. И страшна она своей необратимостью и постепенностью. Даже если человека снять с креста, он все равно либо умрет, либо никогда уже не сможет жить полноценной жизнью, будет инвалидом. А Иисусу Христу еще и пробивают копьем грудь, и тогда происходит то, чего не ждали даже те, кто его любил. И начинаются чудеса, которые ярко свидетельствуют о том, что это и есть Христос – тот человек, который был распят и ожил, но Он стал совершенно другим. То есть если до распятия Он был такой, как мы, в нашей человечности, то после воскресения категорически стал отличаться в смысле качества. Когда я пытаюсь объяснить людям, в чем смысл этого праздника, вспоминаю самую простейшую компьютерную игру «Арканоид». Она напоминает теннис. Игровое поле изображено в виде квадрата, и в нем курсирует теннисный шарик, который нужно отбить ракеткой и не дать ему упасть. Сложность заключается в том, что потолок все время опускается ниже, оставляя все меньше и меньше возможностей для маневра, и рано или поздно отбить мяч будет невозможно. В этой игре нельзя выиграть, каким бы мастером ты ни был. Так вот, наша жизнь – это в какой-то мере «Арканоид». Потолок квадрата – это стена нашего рождения, нижняя часть – дата смерти, а планка, которая опускается, – это время земной жизни, неумолимо сокращающееся. А Христос воскресением своим в этой глухой стене открыл дверь. И примером собственной жизни показал нам, что такая возможность существует, но только для тех, кто сумеет повторить или приблизиться к его пути, сумеет выйти на иной духовный уровень и увидеть, что жизнь бесконечна. И это является основанием нашей веры, это радость нашей веры. – Библейская история была на самом деле или это аллегория? – В истории есть очень много фактов, которые неопровержимо свидетельствуют о том, что это было на самом деле. Есть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение. На основе личных впечатлений апостолов – учеников Христа – написаны Евангелия. Есть материальные свидетельства воскресения Христа, которые сохранились до наших дней. Например, Туринская плащаница. Это реальное полотно, в которое было завернуто тело Христа после того, как Его сняли с креста. И на нем осталось фотографическое изображение тела человека. Оно удивительно соответствует евангельскому тексту, но не очень соответствует нашим представлениям о Христе. Естественно, что подлинность этого полотна пытаются оспорить. Но есть один аргумент в пользу евангельской истории – наличие самой христианской Церкви. Если разобраться, то человек – существо, которое по сути глубоко прагматично, чаще всего мы делаем только то, что хотим. Заставить делать что-то против воли практически невозможно. А христианская вера ведь очень неудобна для комфорта. Во-первых, это четыре поста в году, строгих и длительных. Во-вторых, утомительные богослужения, где даже нельзя сидеть, поясные и земные поклоны. И это только малая часть тех неудобств, которые предусмотрены для воцерковленного человека, исполняющего их не под давлением, а добровольно. А если посмотреть на историю христианства, то прежде чем стать официальной, церковь была 250 лет вне закона и подвергалась десяти гонениям, когда христиан просто уничтожали, чтобы даже следа от их веры не осталось, а они не только не исчезли, а преумножились. В Римской Империи достаточно было одного свидетельства, что кто-то является христианином, и он тут же терял все – и положение, и богатство, и здоровье, и жизнь. Его подвергали страшным испытаниям. Если вспомнить учеников Христа, то только одному из них удалось дожить до старости, остальные были жестоко убиты: кого-то колесовали, кого-то утопили, кого-то сожгли заживо. И каждый из них стоял перед выбором – отречься от веры и жить долго и счастливо или умереть, и каждый выбрал смерть. Их примеру следовали тысячи людей, и никакие гонения не могли искоренить эту веру, что и происходит до наших дней. Это является каждодневным свидетельством того, что библейская история реальна и Христос был распят во имя чего-то большего, чем просто смерть. – В чем смысл поста? Почему следует воздерживаться от скоромной пищи так долго? – Пост начинается в Прощеное воскресенье, и если следовать богослужебным книгам, то время поста называется «воспоминания Адамова изгнания». Пост – это не просто избежание каких-то видов пищи, это очень глубокое и продуманное духовное упражнение, с помощью которого мы проживаем чуть ли не всю человеческую историю. По сути, это путь от состояния падшего Адама до состояния нового Адама. А зачем это нужно? Вот смотрите: человек заболел, он приходит к доктору и, как правило, при очень многих болезненных состояниях доктор выписывает диету, то есть он предлагает очиститься. А пост – это метод, чтобы заметить духовные «болячки» и попробовать их «вылечить». – А для чего нужно причащаться? – Причащение – это Таинство, их в Церкви несколько. Если говорить простыми словами, то Таинство – это когда Господь берет душу человека и что-то с ней делает, то есть качественно ее улучшает. Так вот, причащение – это один из таких процессов. При Таинстве крещения, образно говоря, Господь в душу человека вкладывает зернышко вечной жизни, но это происходит только раз. Если просто положить зерна в землю и ждать, что что-то взойдет, то это что-то взойдет очень быстро, но совершенно не то, что мы посеяли: это будут сорняки, и конечно же мы их будем пропалывать. А парадокс как раз в том, что семя греха человек получает при рождении, от родителей. Ребенок рождается, еще ничего делать не умеет, а капризничать может профессионально и жадничать может с огромным рвением, а если нужно злиться, он будет делать это со всей силы, так же и лениться, и упрямиться, и т.д. Поэтому оказывается, что лучше всего человек умеет делать всякие «нехорошести», а вот чтобы научиться делать хорошие дела, нужно трудиться, учиться, терпеть, ждать. И от всех этих сорняков помогает избавиться Таинство исповеди и покаяния. Если представить человеческую душу в виде сосуда, в которую налили мутную воду, то вся грязь со временем осядет на дно. Вот и при исповеди мы эту муть как будто сливаем куда-то, и в сосуде остается место, которое нужно заполнить. Таинство причастия помогает заполнить это место настоящим, Божественным. Вот для этого мы и вкушаем Плоть и Кровь Христову. Есть выражение «находиться в лоне Матери-Церкви». А как мать кормит свое дитя, когда оно находится в ее лоне? Она кормит его через свои плоть и кровь. Вот и тут то же самое, Мать-Церковь питает дух через Плоть и Кровь Христову и готовит к жизни вечной. ................................................. Татьяна Исаева