Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Внутренние качества коррекционного педагога

15 апреля 2022 09:04

Количество просмотров: 320

Но с другой стороны, все ли школы и дошкольные учреждения готовы организовать коррекционно-образовательные условия для детей с ОВЗ, допустим для детей с нарушением интеллекта? В каждом ли образовательном учреждении, где вводится инклюзивное обучение, есть специально подготовленный педагог-дефектолог? Все ли учителя-предметники и воспитатели владеют методиками коррекционной работы? Конечно нет. Вывод лежит на поверхности, и специальные коррекционные учреждения, и специальные педагоги, работающие в них, конечно же востребованы. А на современном этапе профессия педагога-дефектолога очень актуальна, так как детей, рождающихся с теми или иными проблемами в развитии, становится, к сожалению, все больше. Поэтому нужен современный педагог-дефектолог, хорошо знающий психологические особенности аномальных детей и умеющий применять инновационные технологии в учебно-коррекционной и воспитательной работе с ними. Ведь еще в начале ХХ века известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя». Какими же качествами должен обладать специальный педагог? Одного знания своего предмета и методик обучения и воспитания для него мало. Ведь педагог в коррекционном образовательном учреждении – это незаменимый человек для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он не только учитель или воспитатель, но также психолог и социальный педагог, психотерапевт и няня, а для некоторых даже родитель. Отсюда следует, что на педагога-дефектолога возложена особая миссия: создать комфортные условия для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка, дать шанс этому неокрепшему и уже поврежденному ростку подняться, вырасти и расцвести. Особенно глубоко я задумываюсь над этим, когда в очередной раз с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ко мне приходят ребята. Смотрю на своих воспитанников и вижу в их глазах и испуг, и опасение – не обидит ли кто, и надежду на чудо, на что-то волшебное и необычное… Эти глаза невольно заставляют сделать все, чтобы каждый из них раскрыл свои возможности и превратился в человека умелого и знающего, сознательно выбирающего в жизни добро. Если на педагога-дефектолога возложена особая миссия, значит, и требования к его профессиональной деятельности должны быть особые. Конечно, как и любой педагог, дефектолог должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства, добросовестно и творчески относиться к своему делу, хорошо знать психологию – детскую и специальную, быть энергичным и креативным. Можно продолжать и продолжать этот перечень, но хотелось бы остановиться на некоторых личностных качествах. Самыми первыми, главенствующими и общими для каждого вида образования, на мой взгляд, являются интерес и любовь, которые играют важнейшую роль при определении человеком своего жизненного пути, а именно влияют на выбор будущей профессии. Благодаря любви к детям человек готов полностью отдавать себя своему делу, уделяя ему большую часть времени и сил. И за счет полной погруженности в профессию он достигает высоких результатов. Вторым личностным качеством можно выделить веру в воспитанника, в его способности. По моему мнению, данное качество должно проходить красной нитью через всю деятельность педагога, работающего в сфере специального образования, потому что только благодаря поддержке и вере у ребенка появляются «крылья», которые несут его к новым знаниям и не дают упасть. Они помогают поверить в свои силы, в возможность развиваться и узнавать окружающий мир со всех сторон. Немаловажными являются терпение и оптимизм. Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, требует большого нервного, эмоционального напряжения, и без выдержки и самообладания, без эмоциональной уравновешенности педагог не будет иметь успеха. Дети с нарушением интеллекта, например, в большинстве своем очень добры, искренни и бесхитростны, но различные ситуации – учебные или в общении – могут вызвать у них негативные или протестные реакции. При этом педагогу ни в коем случае нельзя терять самообладание, повышать голос и тем более опускаться до крика. Настоящий профессионал при самых неожиданных обстоятельствах обязан найти выход из трудной ситуации, проявив находчивость, быстроту реакции, интуицию, дружеский жест или всесильное спасительное средство – юмор. Говоря об учительском оптимизме, подразумеваю следующее: не опускать руки при неудачах в своей деятельности. Иногда, устав от трудного дня, задаешь себе вопрос: а стоит ли тратить столько сил, здоровья, энергии? Но потом вспоминаешь, что Машеньке все-таки удалось поставить звук, пусть хотя бы изолированно… А Саша сумел правильно повторить слоги и слова за Катей… А Влад сегодня в первый раз смог придумать предложение по картинке – улыбнешься, вздохнешь и утром побежишь снова к своим таким пока мало знающим и умеющим человечкам. Считаю, что раздраженность нежелательна в деятельности любого педагога, а работающего с детьми с проблемами в развитии она неприемлема вообще, так как мгновенно передается воспитанникам, отрицательно влияет на их психоэмоциональное состояние и сам результат учебно-коррекционного процесса. В одном из учебников по педагогике сказано: «Раздраженность есть ржавчина педагогической профессии. Если она появилась, стала частью личности, второй натурой, то педагогу надо срочно менять профессию». В заключение хочу подчеркнуть, что педагог-дефектолог – это человек с особым складом души, деятельный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. к .................................................. Светлана Моисеева, учитель-логопед, педагог-дефектолог детского сада «Медвежонок», с. Майма