Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



«Кузница красных педагогов»

«Кузница красных педагогов» «Кузница красных педагогов» «Кузница красных педагогов»

25 февраля 2022 12:02

Количество просмотров: 300

Педагогический техникум – впоследствии училище – в Улале появился в 1928 году. Число новых школ в те годы стремительно росло: 1922 – 1923 годах их было 56, а в 1928 – 1929-м уже 131. Но из 214 учителей только 14 имели специальное образование – дефицит учительских кадров был острым. Получить профессию школьного учителя тогда можно было в Бийске и Чемале. Ученикам Бийского катехизаторского училища давали хорошие знания, к тому же алтайский язык был обязательным предметом для всех. В Чемале до мая 1920 года существовала женская учительская семинария, после там стали проводиться пятимесячные курсы, на которые приглашались только алтайцы. Однако этого было крайне мало. Назрела необходимость в специальном педагогическом учебном заведении. В сентябре 1928 года было принято решение открыть в педтехникуме три группы: основную (первый курс) и две подготовительные. В октябре к исполнению обязанностей и комплектованию педагогического коллектива приступил первый директор В.П. Павлов. Педсостав включал в себя всего 14 человек, среди которых были выпускники вузов Москвы, Ленинграда, Томска. Все преподаватели вели активную общественную деятельность, выступали в местной прессе, работали в музее. В 1932 году при техникуме открылись курсы с обществоведческим отделением и отделение русского языка и литературы. Число учащихся достигало 219. Новое учебное заведение в духе времени стали называть «кузницей красных педагогов». В 1937 году техникум был преобразован в педагогическое училище. Его становление и развитие связано с именами высококвалифицированных преподавателей, в разные годы здесь работали В.П. Павлов – первый директор, Н.И. Чевалков – художник, А.В. Анохин – композитор, В.Н. Сорока-Росинский – ученый, Л.А. Неханевич, А.А. Кочеева, П.И. Чепкин, О.М. Чепкина, В.Г. Успенская и другие. Перед войной училище переселилось в новое просторное здание. Осенью 1941 года учебное заведение было решено перевести в Онгудай (позже переезд отменили, а училище разместили сначала на рабфаке, потом – в «зеленой школе»), а в его здании расположить эвакуированный Московский государственный педагогический институт имени Карла Либкнехта, в составе которого в Горный Алтай приехали 114 студентов, 46 выпускников и 30 преподавателей. Во вновь прибывшем учебном заведении открылись четыре факультета: исторический, филологический, химический, физико-математический. В феврале 1942 года по ходатайству областных организаций на факультете языка и литературы открыли алтайское отделение, на которое было набрано 20 человек. Это событие имело большое значение для Горного Алтая, так как ни в одной из средних школ тогда не было учителя с законченным высшим образованием. Новое отделение вуза возглавил Н.А. Баскаков, профессор, много сделавший для его организации и кафедры алтайского языка. При эвакуированном московском учебном заведении для педагогов области были организованы занятия по типу института усовершенствования учителей. Благодаря коллективной работе всего профессорско-преподавательского состава уже к июлю 1942 года учебный процесс был отлажен, организованы библиотека, химическая и физическая лаборатории и четыре специализированных кабинета: марксизма-ленинизма, истории, литературы и языка, методики физики. С первых дней столичные преподаватели и студенты активно включились в общественную работу города: читали лекции в школах, трудовых коллективах, кинотеатрах перед сеансами. Разработали лекции по истории и культуре народов Алтая, по географии, участвовали в проведении вечеров алтайской культуры. В воспоминаниях жителей Горно-Алтайска есть впечатления о встречах с известным археологом, участником строительства московского метро профессором Н.Г. Тарасовым, талантливым математиком А.Н. Зильберманом, профессором-историком А.З. Ионисиани, автором учебника по психологии Н.К. Корниловым, непревзойденным переводчиком романов Бальзака Б.А. Грифцовым. Многие из московских преподавателей вели уроки в городских школах. Об этом пишет в автобиографической повести В. Митюшев: «Так у нас появились учителя с кандидатскими степенями. Уровень предметной компетентности у них был, безусловно, выше, чем у среднего школьного учителя, хотя иногда им хватало умения управляться с подростковым коллективом. Из когорты наших учителей я особенно запомнил преподавателя истории Марию Ильиничну Белову. Она была специалистом по периоду Великой французской революции. Математик по фамилии Вольман был автором факультативного учебника по тригонометрии. Так что этот предмет у нас преподавался и «по Рыбкину», как полагалось по программе, и «по Вольману», причем доказывалась несостоятельность отдельных воззрений Рыбкина с его системой доказательств… Известный бальзаковед профессор Грифцов тоже был в эвакуации в Ойрот-Туре. Работал он в пединституте. И хотя контактов у нас с ним никаких не было, видел я его практически ежедневно, потому что он жил на одной с нами улице». На основании Постановления бюро Ойротского обкома ВКП (б) №83 от 24 февраля 1942 года в «целях улучшения качества работы педагогического училища и лучшего использования профессорско-преподавательских сил института» к педагогическому институту им. К. Либкнехта было присоединено Ойротское педагогическое училище. В 1943 году приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР Московский государственный педагогический институт им. К. Либкнехта объединился с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина и к 15 сентября 1943-го должен был реэвакуироваться в столицу. Научная библиотека – более 5000 книг – была оставлена в Ойрот-Туре, позднее эти книги стали основой библиотеки Горно-Алтайского государственного учительского института. ................................................... Подготовлено по материалам «Хронографа-2022», альманаха «Этот день мы приближали, как могли» 2020 г., публикации новостного онлайн-журнала «Звезда Алтая» от 17.04.2012 и книги В. Митюшева «Записки обыкновенного человека»