25 февраля 2022 12:02
Количество просмотров: 239
Театр – замечательная возможность познакомиться с произведением из школьной программы не только на уроке, почувствовать «живую историю живых людей». На премьере большинство зрителей были старшеклассники. Эту категорию зрителей трудно обмануть – если им неинтересно, они просто не станут сидеть до конца постановки. Достоевский – один из самых читаемых русских писателей в мире. Многие его произведения стали пророческими, в его творческом наследии люди ищут и находят ответы на самые трудные вопросы. Сегодня в нашем мире накопилась «критическая масса» доводов, препятствующих вере и в Бога, и в человека. Рядом с кризисом веры – кризис безверия, все очевиднее становится, что это путь в никуда. А преодоление этого для многих может быть именно «на путях Достоевского – путях свободного духа, проходящего «через большое горнило сомнений», как сказал в одном из интервью президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров. Очень трудно вместить в два действия спектакля социально-психологический роман. Непросто в отведенное короткое время показать весь путь главного героя от появившихся мыслей о возможности совершения преступления до оформившегося замысла, от убийства к покаянию, от отчаяния до надежды на очищение и обновление. И при этом не упустить другие сюжетные линии, судьбы других не менее важных персонажей. Насколько это удалось Солли Ефимовой, автору инсценировки, – покажет время. Но думается, что этот опыт – удачный. Во всяком случае, большинство юных зрителей досмотрели спектакль до конца. Петербург на сцене «Преступление и наказание» считается самым «петербургским» романом русской литературы. Поэтому совершенно естественно, что город является полноправным героем действа – виды старого Петербурга, становящиеся фоном многих сцен, придают каждой особенное звучание. Кроме того, спектакль начинается и заканчивается очень своеобразно – по кругу на сцене перед зрителями движутся все участники постановки, будто их несет по кругу время – через годы, века, эпохи… Актеры и роли Два актерских дуэта в спектакле обращают на себя внимание – Раскольников и Соня (актеры А. Синьков и М. Гринь) и супруги Мармеладовы – Семен Захарович и Катерина Ивановна (актеры Э. Колбин и И. Карпова). Я бы обязательно сводила школьников на спектакль только ради них: чтобы увидеть настоящую хрупкую, почти бестелесную маленькую Соню, которой так восхищался Достоевский, сердце которой «заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», проникнуться до боли, до дрожи трагедией Катерины Мармеладовой – очень часто этот образ мало рассматривают на уроках. Чтобы не судить Мармеладова, и через сострадание к нему научиться видеть достоинства в тех, кто на первый взгляд кажется человеком никчемным. И чтобы по-настоящему услышать знаменитый монолог Раскольникова: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Очень интересный образ следователя в спектакле создал актер Вадим Деев. У Достоевского Порфирий Петрович по сути двойник главного героя: он хорошо понимает логику своего собеседника, «потому что узнает в нем какие-то собственные мысли». Для Порфирия словесные поединки с Раскольниковым не менее важны, чем для самого Родиона: пристав следственных дел тоже «проходит путь нравственного возрождения». Но в романе это человек, имеющий несколько комичную внешность, создающую контраст с его характером, логикой, интуицией, хитростью. В постановке же Эммы Иришевой Раскольников и следователь – молодые люди, действительно чем-то похожие друг на друга, что создает интересный эффект. Разговоры о том, нужна ли современной школьной программе история Родиона Раскольникова, наверное, будут всегда. Мнения о том, что глубина замысла «неподъемна» для 15-16-летних, предложение заменить Раскольникова на уроках литературы Аркадием Долгоруким («Подросток») высказывались и высказываются. Но «Преступление и наказание» – бесспорный шедевр, одно из самых композиционно стройных и совершенных произведений Достоевского. И если начинать знакомство со «вселенной Достоевского», то начинать с лучшего образца, который поможет принять другие романы автора, того же «Подростка». Для чего? Для того, чтобы иметь нравственный маяк в сегодняшнем мире, который так похож на реальный комментарий к финалу «Преступления и наказания»: общество постепенно погружается в безумие, расшатывая и уничтожая традиционные ценности – нет единого, общего связующего начала, у каждого собственное представление об истине, сколько людей – столько и правд. И от отчаяния спасают слова надежды: «Их воскресила любовь». Спектакль, хочется надеяться, останется в репертуаре Национального театра надолго. Со временем, вероятно, он изменится, что называется, «вырастет». Но то, что он заслуживает зрительского внимания, – несомненно уже сейчас. Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Алтай Эмма Иришева; инсценировка – член союза писателей России и Республики Алтай Солли Ефимова; художник-постановщик – Валерия Камольцева (Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербург, мастерская проф. Э.С. Кочергина); музыкальное оформление – Азулай Тадинов. В спектакле заняты заслуженный артист РФ Александр Майманов, заслуженные артисты РА Виталий Перчик, Аржан Товаров, Вера Сумачакова, Нина Юданова, Светлана Чельчикова и артисты Алена Шумейко, Тимур Кыдыков, Александра Суховеркова, Игорь Тазранов, Эмил Колбин, Маргарита Гринь, Ирина Карпова, Вадим Деев, Сергей Майнаков, Анастасия Концевая, Айдын Бадыкин, Айдар Унатов. Исполнитель главной роли – Алексей Синьков. Очередные показы спектакля «Преступление и наказание» состоятся 30 – 31 марта. Билеты доступны онлайн на сайте театра, в кассе 8 (388 22) 2-25-77 и по номеру 8 909 508-02-42, также их можно приобрести по Пушкинской карте.