Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Нужен ли школьникам Достоевский?

Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский? Нужен ли школьникам Достоевский?

25 февраля 2022 12:02

Количество просмотров: 239

Театр – замечательная возможность познакомиться с произведением из школьной программы не только на уроке, почувствовать «живую историю живых людей». На премьере большинство зрителей были старшеклассники. Эту категорию зрителей трудно обмануть – если им неинтересно, они просто не станут сидеть до конца постановки. Достоевский – один из самых читаемых русских писателей в мире. Многие его произведения стали пророческими, в его творческом наследии люди ищут и находят ответы на самые трудные вопросы. Сегодня в нашем мире накопилась «критическая масса» доводов, препятствующих вере и в Бога, и в человека. Рядом с кризисом веры – кризис безверия, все очевиднее становится, что это путь в никуда. А преодоление этого для многих может быть именно «на путях Достоевского – путях свободного духа, проходящего «через большое горнило сомнений», как сказал в одном из интервью президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров. Очень трудно вместить в два действия спектакля социально-психологический роман. Непросто в отведенное короткое время показать весь путь главного героя от появившихся мыслей о возможности совершения преступления до оформившегося замысла, от убийства к покаянию, от отчаяния до надежды на очищение и обновление. И при этом не упустить другие сюжетные линии, судьбы других не менее важных персонажей. Насколько это удалось Солли Ефимовой, автору инсценировки, – покажет время. Но думается, что этот опыт – удачный. Во всяком случае, большинство юных зрителей досмотрели спектакль до конца. Петербург на сцене «Преступление и наказание» считается самым «петербургским» романом русской литературы. Поэтому совершенно естественно, что город является полноправным героем действа – виды старого Петербурга, становящиеся фоном многих сцен, придают каждой особенное звучание. Кроме того, спектакль начинается и заканчивается очень своеобразно – по кругу на сцене перед зрителями движутся все участники постановки, будто их несет по кругу время – через годы, века, эпохи… Актеры и роли Два актерских дуэта в спектакле обращают на себя внимание – Раскольников и Соня (актеры А. Синьков и М. Гринь) и супруги Мармеладовы – Семен Захарович и Катерина Ивановна (актеры Э. Колбин и И. Карпова). Я бы обязательно сводила школьников на спектакль только ради них: чтобы увидеть настоящую хрупкую, почти бестелесную маленькую Соню, которой так восхищался Достоевский, сердце которой «заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», проникнуться до боли, до дрожи трагедией Катерины Мармеладовой – очень часто этот образ мало рассматривают на уроках. Чтобы не судить Мармеладова, и через сострадание к нему научиться видеть достоинства в тех, кто на первый взгляд кажется человеком никчемным. И чтобы по-настоящему услышать знаменитый монолог Раскольникова: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Очень интересный образ следователя в спектакле создал актер Вадим Деев. У Достоевского Порфирий Петрович по сути двойник главного героя: он хорошо понимает логику своего собеседника, «потому что узнает в нем какие-то собственные мысли». Для Порфирия словесные поединки с Раскольниковым не менее важны, чем для самого Родиона: пристав следственных дел тоже «проходит путь нравственного возрождения». Но в романе это человек, имеющий несколько комичную внешность, создающую контраст с его характером, логикой, интуицией, хитростью. В постановке же Эммы Иришевой Раскольников и следователь – молодые люди, действительно чем-то похожие друг на друга, что создает интересный эффект. Разговоры о том, нужна ли современной школьной программе история Родиона Раскольникова, наверное, будут всегда. Мнения о том, что глубина замысла «неподъемна» для 15-16-летних, предложение заменить Раскольникова на уроках литературы Аркадием Долгоруким («Подросток») высказывались и высказываются. Но «Преступление и наказание» – бесспорный шедевр, одно из самых композиционно стройных и совершенных произведений Достоевского. И если начинать знакомство со «вселенной Достоевского», то начинать с лучшего образца, который поможет принять другие романы автора, того же «Подростка». Для чего? Для того, чтобы иметь нравственный маяк в сегодняшнем мире, который так похож на реальный комментарий к финалу «Преступления и наказания»: общество постепенно погружается в безумие, расшатывая и уничтожая традиционные ценности – нет единого, общего связующего начала, у каждого собственное представление об истине, сколько людей – столько и правд. И от отчаяния спасают слова надежды: «Их воскресила любовь». Спектакль, хочется надеяться, останется в репертуаре Национального театра надолго. Со временем, вероятно, он изменится, что называется, «вырастет». Но то, что он заслуживает зрительского внимания, – несомненно уже сейчас. Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Алтай Эмма Иришева; инсценировка – член союза писателей России и Республики Алтай Солли Ефимова; художник-постановщик – Валерия Камольцева (Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербург, мастерская проф. Э.С. Кочергина); музыкальное оформление – Азулай Тадинов. В спектакле заняты заслуженный артист РФ Александр Майманов, заслуженные артисты РА Виталий Перчик, Аржан Товаров, Вера Сумачакова, Нина Юданова, Светлана Чельчикова и артисты Алена Шумейко, Тимур Кыдыков, Александра Суховеркова, Игорь Тазранов, Эмил Колбин, Маргарита Гринь, Ирина Карпова, Вадим Деев, Сергей Майнаков, Анастасия Концевая, Айдын Бадыкин, Айдар Унатов. Исполнитель главной роли – Алексей Синьков. Очередные показы спектакля «Преступление и наказание» состоятся 30 – 31 марта. Билеты доступны онлайн на сайте театра, в кассе 8 (388 22) 2-25-77 и по номеру 8 909 508-02-42, также их можно приобрести по Пушкинской карте.