Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Белый месяц – Чагаа-Байрам

Белый месяц – Чагаа-Байрам Белый месяц – Чагаа-Байрам Белый месяц – Чагаа-Байрам

11 февраля 2022 12:02

Количество просмотров: 283

Алтайское мировоззрение запрещает совершать молебны «Алтай ээзи – Духу Алтая» зимой – природа спит, реки покрыты льдом. Но после зимнего солн-цестояния, когда световой день увеличивается, приходит праздник Чагаа-Байрам. Новый год по лунному календарю алтайцы определяют по схождению созвездия Плеяды с Луной: поэтому у праздника нет конкретной даты – он может наступить в январе, феврале и даже марте и длиться до полнолуния. Согласно календарю 12-летнего животного цикла, наступивший год носит имя Белого тигра (Бар). А по народным приметам можно предположить, что остаток зимы будет нынче теплым, весна – поздней, лето – жарким, а осень – ранней. Как всегда, чтобы вступить в новый год, рано утром разожгли костры, прося у духов, чтобы люди на этой земле жили без бед, не болели дети, приумножился и перезимовал без потерь домашний скот, чтобы каждый человек был счастлив и получил в наступившем году то, чего желает. После обряда поклонения Солнцу повязали кайра-ленты и принесли в дар Алтаю пищу из молока и муки, символизирующих белым цветом чистоту помыслов, – топленое масло, талкан, сыр и творог, пресные лепешки. Этот обряд называется «Сан-салары» или «Сан-салыш». В кругу семьи Чагаа-Байрам – один из любимых праздников алтайского народа, прочно связанный с семьей, домашним очагом. А центр торжества – родители, отец – глава семьи и мать – ее основа. В этот день за праздничным столом трапеза начиналась с прощения – семейного обряда очищения. Каждый вслед за отцом и матерью просил прощения у всех за вольные и невольные обиды – весь этот «мусор» должен остаться в старом году. Лишь после этого родственники обменивались подарками. Праздничное застолье открывал отец. Он первым отрезал поданную на стол вареную тош (грудинку баранины) и подавал каждому члену семьи с благопожеланиями – и это означало, что отец, как охранник, вручает каждому свой оберег-щит (ведь грудинка – своеобразный щит!). Рассказывает Оксана Петровна Капчикаева, учитель алтайского языка Сайдысской школы, которая не первый год принимает участие в организации «Сан-салары»: – На Чагаа-Байрам на стол подавали перловый суп кочо, в тех районах, где водятся бараны, – кровяную колбасу, обязательно сырчик курут, сыр быштак (он похож на адыгейский), кисломолочный напиток чегень. Ну и, конечно, мучное – жареные боорсоки, печеные лепешки теертпек. Так как наши предки жили еще и собирательством, можно поставить на стол кедровые орехи, запаренную калину. Мы с дочками делаем сладкие шарики из черемухи и талкана – это очень вкусно и полезно. В честь праздника Алтайский Новый год всегда был многолюдным – алтайцы говорят: «Гость в дом зашел, счастье с собой привел». На праздничных площадках проводились концерты, поздравления гостей, были спортивные состязания и шумные детские игры. Празднование Чагаа-Байрама получило статус национального события и вошло в нашей республике в Национальный календарь значимых мероприятий. И пусть сейчас все это ушло в онлайн-формат, но традиционные творческие конкурсы тем не менее были проведены. В 2022-м они были посвящены Году культурного наследия народов России и Году снежного барса в Республике Алтай. Детский конкурс художественного прикладного творчества «Создавай да радуйся!» проходил в двух номинациях. В первой из них – «Чагаа-Байрам – семейный праздник» – диплом I степени получил Николай Некрасов-Хабибуллин, а дипломы II и III степени – Павел Казеняшев и Эвелина Сизинцева. В номинации «Создаю в традиции» победителем стал Дмитрий Крапивин, второе место досталось Виолетте Додоновой, а третье – Диане Тозыяковой. В онлайн-конкурсе детских рисунков «Земля снежного барса» в возрастной группе от 3 до 7 лет отмечены работы Киры Бадановой из Среднего Сайдыса (диплом I степени) и девочек из Маймы – Дарьи Грязевой (диплом II степени) и Елизаветы Беспаловой (диплом III степени). В группе от 8 до 14 лет победительницами стали Амина Коробченко из Усть-Мунов (диплом I степени), Екатерина Акпашева из Урлу-Аспака (диплом II степени) и Полина Борисенко из Маймы (диплом III степени). В детском онлайн-конкурсе «Тан-Чолмон» в номинации «Вокал» награды достались Анне Улагашевой (Урлу-Аспак), вокальному ансамблю «Наjылар» и Ариане Юстуковой (Средний Сайдыс). В номинации «Хореография» диплом за участие получил танцевальный коллектив «Солоны» (Средний Сайдыс). Лидером юмористического онлайн-конкурса «Тастаракай» стал народный ансамбль алтайской песни «Чаптыган» (Средний Сайдыс), диплом II степени получил коллектив «Алтын-Сай» (Урлу-Аспак), а диплом III степени – Сулейман Мирзаев (Кызыл-Озек). По-алтайски «здоровье» – су-кадык, «счастье» – ырыс, «любовь» – сууш, «успех» — jедимдер. С такими добрыми пожеланиями пусть начинается год! .................................................. Подготовила Александра Семенова