Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Березовая роща, 13, кв. 59
  • 8 (388 44) 21-0-60
  • selchankamaima@mail.ru

Алтайский Гоген

14 января 2022 12:01

Количество просмотров: 77

Его словесный портрет остался в воспоминаниях новосибирской художницы-графика и этнографа Натальи Нагорской: «Внешне был он некрасив, обаяние его было чисто духовное. Особенно запомнились его глаза, искристые, как молнии. Говорил он умно и содержательно. Был скромен. Из него получился бы свой алтайский Рерих, если бы его талант смог развиться полностью».
Экспозиция, расположившаяся в залах краеведческого музея, состояла из 597 произведений 61 автора. О выставке сразу же заговорили как о факте исключительного значения. Газета «Советская Сибирь» ежедневно помещала статьи и отчеты о ее работе, информация перепечатывалась и центральными газетами.
«Выставка удалась, – писал корреспондент «Советской Сибири», – в трех больших комнатах разместилось до 600 работ сибирских художников – живопись, скульптура, архитектура. Преобладают мотивы трудовые, бытовые, общественные и, конечно, сибирской природы. В числе особо привлекательных произведений – живопись алтайца Чевалкова». «Очень своеобразен и интересен начинающий Чевалков, – писал художник и преподаватель Омского художественно-промышленного техникума С. Фельдман. –Его «Облако», «Вечер», «Весна на Алтае», «Алтайцы на Телецком озере» – сильны и выразительны».
Было решено создать постоянную картинную галерею с основным фондом из произведений сибиряков, для чего было закуплено 45 произведений 26 авторов, в том числе работы Н.И. Чевалкова. В те годы пометка «Закуплено государством» лучше пространной характеристики отмечала достойные произведения.
Одновременно с выставкой в Новосибирске открылся Всесибирский съезд художников. Выступавший там А.М. Иванов, член Новосибирского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР), сказал: «Напрасно только отрицать влияние Запада. Увлекаться «Парижем» не вредно, форма тоже важна нам. Например, Чевалков интересен тем, что не только застрял на сибирском, а знаком с западным искусством, высокая техника плюс любовь к Сибири».
Таковым стал большой дебют в Новосибирске начинающего алтайского живописца. Появление среди мастеров Сибири самобытной фигуры было замечено и зрителями, и критикой, назвавшей Николая Чевалкова «алтайским Гогеном».
Николай Иванович принадлежал к числу тех национальных творцов искусства, о которых говорят, что их талант был разбужен громовым раскатом Великой Октябрьской революции, а первые шаги в творчестве совпали с трудным и прекрасным временем, когда после окончания гражданской войны не только закладывались основы нового общества, но и зарождалось в поисках и противоречиях многонациональное советское искусство.
Судьба не баловала художника. Прожив всего 44 года, лишь в зрелом возрасте получив возможность по-настоящему профессионально заняться творчеством, за короткое время он сумел добиться такого мастерства, которое по праву составило ему репутацию одного из самых интересных и самобытных художников Сибири 30-х годов. Сегодня картины Н.И. Чевалкова можно видеть в художественных собраниях музеев Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, Новосибирска, Омска, Иркутска. Основными считаются «Мечта дикарки» и «Вечер» (1921), «Базар» (1922), «Алтайцы на Телецком озере» (1926), «Горный переход. Алтай», «Кошмовалы», «На плотах», «Ойрот» (все 1927), «Пастух» (1929), «Расстрел мальчика» (1935) и «Зайсанский суд» (1936).
(По материалам «Хронографа Горного Алтая-2022»)