Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



«Наполняюсь восторгом от того, что вижу…»

«Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…» «Наполняюсь восторгом от того, что вижу…»

17 декабря 2021 02:12

Количество просмотров: 295

– Елена Владимировна, как живется художнику в Горном Алтае? – Сложный вопрос… С одной стороны, все прекрасно, потому что, как только приехала, почувствовала какой-то нереальный прилив энергетических потоков, появилось очень много идей, планов. А с другой стороны, поскольку край достаточно удаленный, жизнь несколько обособленная, но от этого не особенно страдаю. В минувшем мае у меня проходила большая выставка в Институте искусства в Новосибирске. Через год, в начале ноября, планируется вернисаж моих картин в Национальном музее им. А.В. Анохина. Пару лет назад в числе других художников Республики Алтай представляла свои работы в Майминском центре культуры. Да и в первой музыкальной школе постоянно себя показываем. – То есть Вам удалось влиться в наше художественное сообщество? – Не могу сказать, что удалось влиться, потому что пока не понятно, на каких принципах здесь работает Союз художников. Хотя особенно не старалась затесаться в него, так как уже давно являюсь членом Союза педагогов-художников. Мы не ставим каких-то серьезных творческих задач, больший упор делается на работу с детьми, преподавательскую деятельность. Но сейчас, в связи с запланированной через год персональной выставкой, активно пишу, так как хочется представить больше новых вещей. – У Вас очень интересные картины. Изменилось ли как-то Ваше творчество с переездом на Алтай? – Человеку свойственно меняться, и, конечно, то, что я делала несколько лет назад, отличается от сегодняшних работ. Но у меня есть какая-то своя идея, концепция, не хочу от нее отходить. Стараюсь развиваться в том ключе, который сформировался за время работы. В целом все, что делаю, складывается из художественного мировоззрения, основанного на формальной композиции, поэтому для меня композиция – первостепенная история, на которой все потом завязывается. – А если говорить о жанрах, не стало ли среди работ больше пейзажей? – Нет. Во-первых потому, что все художники Горного Алтая пишут картины природы и мне совсем не хочется становиться одной из многих. Конечно, совсем уйти от этого невозможно, ведь горы, реки и окружающая красота вдохновляют, но, как человек, выросший в большом городе, придерживаюсь основной темы – урбанистики. Вместе с тем, очень люблю цветы, которых у меня на картинах много. С огромным удовольствием гуляю по Кызыл-Озеку и создаю картинки под впечатлением от тех мест, где живу. Вот и получается, что пейзаж хочешь-не хочешь, а вторгается в мое творчество. – Почему своим новым домом выбрали именно Горный Алтай? – В течение шести лет приезжала сюда в качестве туриста, с каждым годом все больше влюбляясь в эти места, и со временем осознала, что хочу здесь жить. Быстро продала квартиру в Ижевске, переехала в Кызыл-Озек – и ни грамма не жалею! Каждый день наполняюсь восторгом от того, что вижу вокруг. Мне очень нравится то место, которое выбрала, а может, оно меня выбрало. – Более 25 лет преподаете живопись в различных учебных заведениях. Кто Вы больше: художник или педагог? – Частенько задумываюсь об этом. И прихожу к выводу, что одно от другого неотделимо. В Ижевске работала в гимназии. Так устала, казалось – все, больше не буду преподавать, не хочу. Уехала на Алтай и полтора года занималась только творчеством. Когда пригласили в музыкальную школу преподавать живопись, осознала вдруг, насколько люблю это дело, и с удовольствием пошла. Открылось новое дыхание. – Как Вы пришли в педагогику? – Говорят, что нет ничего случайного в этой жизни. Окончила университет в 85-м году довольно успешным дизайнером. Но грянула реформа образования – и всех выпускников дружно отправили работать в школу. Так и началась моя педагогическая деятельность. Потихоньку втянулась, со временем даже разработала свою авторскую программу. Она основана на формальной композиции. Это целая система задач, выстроенных по определенной логике, которая дает возможность обращаться с пространством осознанно. Имеется в виду работа с цветом, формой, разными ритмами – все это позволяет немного иначе взглянуть на то, что называется детским художественным творчеством. Программа была замечена в Ижевске. После занятий по ней дети рисовали очень интересные работы. Некоторые даже считали, что на самом деле это педагоги выдают свои рисунки за ученические. Обкатываю эту программу уже около 25 лет и понимаю, что она прекрасно действует. – Вы работали с детьми, под- ростками, студентами и совсем взрослыми людьми. С каким возрастом интереснее и комфортнее всего? – Со старшеклассниками и студентами. Они уже замотивированы, понимают, зачем им все это нужно, их не надо заинтересовывать. Когда у человека внутри горит огонек желания, с ним интереснее работать. Даю им возможность овладеть инструментарием, а дальше уже каждый начинает двигаться туда, куда его ведет. – Должен ли художник зависеть от окружающего мира, отражать его, или ему важнее жить какими-то своими внутренними материями? – Конечно, невозможно жить обособленно от окружающей действительности, хочешь ты того или нет. Все, что вокруг, неминуемо действует на живописца. В 19-м веке все художники разделились на два лагеря. Одни были призваны отражать действительность, другие – преображать ее. Смею отнести себя ко второй категории. С фотографией тягаться не вижу смысла, поэтому считаю: надо не просто показать окружающую красоту, но вытащить и представить зрителю что-то более глубинное. Мне не интересно делать абсолютно реалистические картинки, всегда хочется чего-то большего. Несмотря на это у меня есть портреты, но они графические. В целом сегодня бы определила себя больше как графика. Хотя очень люблю живопись, но мышление у меня сформировалось к настоящему моменту графическое. – А чем отличается мышление графика от мышления живописца? – Живописец мыслит пятном, у графика мышление тоном и линиями. И не важно, какими инструментами сделана картина. Можно и масляными красками написать графику, а живопись – с помощью перьевой ручки. – В наше время, к сожалению, у многих достаточно утилитарное отношение к искусству. Подчас люди покупают картины под цвет занавесок… – Моя старшая дочь – очень хороший дизайнер интерьеров. Она делает интересные проекты. И как ни странно, у нее подход довольно утилитарный. Она часто просит написать картину в определенных цветовых тонах и формах. И я пытаюсь подстроить свою работу под то, что она задумала, хотя сама считаю, что это неверно. Картина под обои не подбирается, лучше обои подобрать под картину. Опять же, есть картины музейные, например такие, как пишет Женя Бучнев, а есть интерьерные. Мои я отношу к последним. Они легко встраиваются в интерьер, звучат в нем и, что удивительно, когда снимешь картину, то будто воздуха не хватает. То есть картина настолько работает в пространстве, что без нее оно уже не мыслится. Энергетика в интерьере, где есть «живые» работы, не постеры, совсем другая, более мощная. Но каждый должен сам найти своего художника – по душе. Кто-то отлично вписывает керамику или войлок. Это тоже придает квартире индивидуальность, которая очень необходима. – Еще одна примета времени – цифровизация. Мы постепенно переносим в онлайн многие сферы своей жизни. Искусство не становится исключением. Уже появилось такое понятие, как криптоискусство, когда картина, например, существует в единственном экземпляре только в сети. Как Вы считаете, это наше будущее? – Не думаю, что дело человеческих рук когда-нибудь утонет в виртуальном пространстве. Помните, когда появилась фотография, все стали говорить, что пришел конец живописи, с появлением кино пророчили смерть театру, но ничего этого не произошло. Думаю, у картин есть будущее и мы не перейдем целиком и полностью в цифровое пространство. – Чем Вы вдохновляетесь в своем творчестве? – Всем. Однажды, например, ехала в поезде и увидела на стекле морозный рисунок. Смотрела и размышляла о том, как удивительно он выписан. Так родилось интересное задание для детей. Бывает, увижу какую-то обычную трещинку на асфальте или ветку, которая интересно спустилась, и это тоже подталкивает к появлению чего-то нового. – Вы уже в детстве понимали, что будете художником? – Нет. Вообще, в моей жизни очень много спонтанных вещей. Всегда любила танцевать и 20 лет фанатично занималась бальными танцами. Девять лет с подачи мамы-пианистки оттрубила в музыкалке и потом напрочь забыла об этом. Мои увлечения танцами родители не поддерживали, а когда партнер нашел себе другую, пришлось завязать с ними. После окончания университета неожиданно для себя поехала в Москву поступать в текстильный институт, чем очень удивила всех знакомых. Не поступила. Пошла работать на фабрику художественных товаров, где получила профессию резчика по дереву. Сдала экзамены в УдГУ на художественно-графический факультет. Там было очень интересно учиться. Потом вышла замуж, пошли дети, и искусство отошло на задний план. А художником я стала около 25 лет назад. – Творчество каких художников Вы выделяете для себя? – В 2006 году я попала в московский Музей современного искусства на выставку двух художников: Фриденсрайха Хундертвассера и Шоичи Хасегава. На меня их работы произвели невероятно сильное впечатление. Я долго не могла уйти с выставки. Очень люблю русский авангард. Мое мышление сформировалось благодаря Кандинскому, Малевичу, Филонову. В свое время я писала диссертацию по формированию творческой активности детей, опираясь на работы именно художников русского авангарда. Весь дизайн родился оттуда, как и формальная композиция. – Есть ли у Вас любимая из Ваших работ? – Да, конечно. Она висит у меня дома – это картина, на которой изображены цветы. Ей уже 20 лет. Мне кажется, ничего более сильного я еще не сделала. В момент ее рождения я была влюблена, и это состояние каким-то образом перешло в картину. – Несколько Ваших работ посвящены Венеции. Любите этот город? – В свое время он меня очень впечатлил. В 2003 году я была в туре по Европе. Один день мы провели в этом прекрасном городе. Завороженно ходила по нему, а потом написала серию картин. Мы проехали несколько европейских городов, но именно Венеция оставила неизгладимый след. Хотя нет, был еще один город, в котором в тот момент мне хотелось остаться навсегда, – это Ницца. – В тот момент? А сейчас? – Сейчас уже нет, мне нравится здесь. Хотя все соседи говорят: продай этот дом, купи квартиру. У меня огромный участок, река прямо возле ограды, гора. Все как надо. Не воспринимаю бытовые трудности как что-то ужасное. Это такие мелочи по сравнению с тем, что дарит природа. Гора, мимо которой я хожу, каждый день разная. Представляете?! Все лето на ней меняются цветы, растут яблоки, чего там только нет – где в большом городе такое увидишь? Дети долго уговаривали вернуться в Ижевск, а потом приехали в гости, посмотрели на всю красоту – и поняли меня. .................................................. Надежда Дмитриева