Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Уроки Карлика Носа

Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа Уроки Карлика Носа

12 ноября 2021 03:11

Количество просмотров: 370

На репетиции инклюзивного спектакля все точно так же, как и на обычной. Кого-то похвалили, кому-то сделали замечание. Без обид – работа! Дарья Найденова, режиссер театра «Сова» и руководитель созданной инклюзивной студии: – Иногда меня спрашивают: «Зачем ты так? Это же дети, пусть сделают, как могут!» Я так не считаю. Здесь мы не дети, не «особенные». Здесь мы все актеры и подарим зрителю настоящий прекрасный спектакль. Вероятно, это самый правильный подход. А как иначе удержать на одной волне юных звезд «Совы», – у которых в «артистической копилке» не одна роль, в том числе и главная, и не так-то просто им сейчас держаться на втором плане (все-таки они ведь не взрослые еще!), – и новичков из «Страны возможностей», для большинства из которых это не только первый в жизни спектакль, но и вообще первый опыт общения с таким большим количеством людей. Чему учит Карлик Нос? Нельзя смеяться над физическими недостатками людей. За свои жестокие слова можно пострадать, что в итоге и произошло: мальчик Якоб оскорбил старуху-ведьму. За это он был превращен в уродливого карлика. Одно из самых мощных «за-граничных» впечатлений моей подруги, имеющей «особенного» брата, – большое количество инвалидов (в том числе и колясочников) на улицах и в транспорте. А ведь там людей с ОВЗ не больше, чем у нас! Просто больше хороших колясок, правильно организованная инфраструктура. Человек может путешествовать, ходить в магазины, посещать музеи, театры, учиться – жить полной жизнью. Почему у нас не так? За какую ниточку нужно потянуть, чтобы ситуация начала меняться? И пусть нет простого ответа, пусть есть целый комплекс факторов, основная причина пробуксовки инклюзии, похоже, – мы с вами. Наше общество в целом не готово принимать особенных людей. В организации инклюзивных школ сегодня существует гораздо больше вопросов, чем ответов, но прекрасно, что появляются проекты, подобные «Стране возможностей» – где дети не делятся по категориям. Инклюзия нужна не только «особенным», но и обычным ребятам. – Расскажите, пожалуйста, Дарья, были сложности в начале проекта, связанные с адаптацией? – Мои артисты начинают понимать, что наш проект – это серьезный труд. Конечно такого, чтобы все и сразу восприняли идею инклюзивного спектакля с радостью: «Ура, мы будем работать!» – не было. Каждому ребенку – да и его родителям! – хочется играть главную роль, проявить себя, раскрыться. А тут тебя намеренно ставят на второй, а то и третий план. Но это полезный эксперимент. Это делает нас человечнее, нежнее, более открытыми к чужой боли. Сейчас наш репетиционный процесс – в большей степени создание своего рода ячейки общества. Учимся общаться! Образно говоря, это не «Страна возможностей» в театре «Сова», а наоборот… – А в целом, обошлось без больших трудностей? – Был очень грустный момент, когда один мальчик отказался ходить на репетиции, узнав, что с нами будут работать необычные дети: «Почему я должен это делать?» Его мама просила их извинить. Разумеется, у каждого есть право отказаться, уйти. Но когда работаешь с ребенком несколько лет, он растет у тебя на глазах, ты его учишь чему-то, вкладываешь душу, ждешь творческой и душевной отдачи, а он вдруг уходит, – это болезненно… Я приняла его выбор, смирилась, но мальчик передумал, написал мне – и вернулся. Переходный возраст! Нам всем было непросто. Готовила своих артистов – не надо бояться! В конце концов это не заразно, и от многих похожих проблем никто не застрахован: может случиться тяжелая травма – и ты уже не такой, как прежде… Запомните этот опыт! Вы будете взрослыми, и кем бы вы ни стали в будущем – министрами, мэрами, «большими людьми», – он будет очень важен для вас! Нужно быть терпеливым и смириться со своим положением, если пока нельзя ничего изменить. Главная мысль сказки «Карлик Нос» заключается в том, что неважно, как ты выглядишь, важно, какой ты внутри. Главное – сохранять человеческое достоинство и следовать общепринятым моральным нормам. Когда Якоб понял, что с ним произошло и почему, он стал гораздо лучше относиться к людям. Это очень важный момент инклюзии – в каждом из нас живет страх оказаться не таким, как все. Но если с детства видишь, что одноклассница в коляске и слабовидящий одноклассник так же ходят в школу, общаются с другими, мечтают, строят планы, – страхов будет меньше. Нужно относиться друг к другу очень бережно, с пониманием и терпением, спотыкаясь и совершая ошибки, проживать каждый день и учиться жить в нормальном обществе разных людей. А еще это история о дружбе – с любыми испытаниями легче справиться, если рядом друг. Благодаря дружбе с гусыней Мими Якоб вернул себе прежний облик, а ей помог снова стать человеком. Почти все подопечные «Страны возможностей» говорят о том, что у них появились новые знакомые и друзья. Настя Шадрина: – Играю главную роль Ханны, матери Якоба. Хотя больше всего я хотела бы быть не актрисой, а художницей. Я люблю рисовать, у меня дома много альбомов! Радуюсь, что у меня теперь много знакомых! Дима Худяков: – А я в спектакле играю рассказчика, такого современного Вильгельма Гауфа, который написал эту историю. Мне тоже очень нравится здесь, у меня много друзей появилось – Настенька, Илюшенька, Егорушка. Илья Кадыев: – Мне в постановке предстоит рассказать стихотворение и играть на баяне. Ну, и в общих сценах участвую, где нужно хлопать в ладоши, показывать радость, испуг. Если бы все это потом продолжалось, еще ставили бы спектакли, я бы хотел в этом и дальше участвовать. У меня тоже появились здесь новые знакомые, больше всего мне нравятся Коля, Игорь, который мне часто помогает, и Лера. – За каждым ребенком из «Страны возможностей» закреплено несколько детей из «Совы», – продолжает рассказ Дарья Найденова. – Они меняются. В некотором роде это помощь и родителям наших особенных артистов: по крайней мере, на время занятий они могут отлучиться по делам, перевести дух и чуть-чуть отдохнуть, переложив немного своих забот на других… Знаете, вот каждый раз до слез пробирает момент, когда приходит Ульяша Медведева, – она идет только к Даше Карповой или Кире Мальцевой, им она полностью доверяет. И хотя Ульяна довольно адаптирована, у нее любящая семья, которая активно занимается с ней, общается она далеко не с каждым – только с теми, кого выбирает сама. Я задаю вопросы «совятам» Даше Карповой и Степану Осокину. Даша: – В самом начале было сложновато, потому что непривычно. Но с Ульяной работать мне нравится – она очень светлый хороший ребенок, мы друг друга хорошо понимаем. – Степан, трудно быть тьютором? – Да, непросто… И самое важное, чему учит сказка, – надежда. Якоб не терял надежды вернуть свой прежний облик, возвратиться к родителям, которых очень любил. Так и случилось. – У меня по-прежнему немало тревог, связанных с нашим проектом, – делится Дарья. – Это объяснимо: все же я не педагог-дефектолог, не психолог и не медик, и мне бывает страшно сделать что-то не так. Но у нас сложившаяся команда, в проекте работают профильные специалисты. И кроме этого мы всегда можем рассчитывать на помощь родителей наших подопечных – тех, кто остался с нами, не отсеялся. – А были те, кто ушел? – К сожалению были. У всех случаются разные обстоятельства… – То есть инклюзивная театральная студия будет работать? – Хочу в это верить. Наша премьера состоится в декабре – это волшебное время, когда загадываются желания, строятся планы. Сказки в жизни есть – мы можем творить их сами, особенно, если есть единомышленники и друзья. .................................................. Александра Семенова