12 ноября 2021 03:11
Количество просмотров: 370
На репетиции инклюзивного спектакля все точно так же, как и на обычной. Кого-то похвалили, кому-то сделали замечание. Без обид – работа! Дарья Найденова, режиссер театра «Сова» и руководитель созданной инклюзивной студии: – Иногда меня спрашивают: «Зачем ты так? Это же дети, пусть сделают, как могут!» Я так не считаю. Здесь мы не дети, не «особенные». Здесь мы все актеры и подарим зрителю настоящий прекрасный спектакль. Вероятно, это самый правильный подход. А как иначе удержать на одной волне юных звезд «Совы», – у которых в «артистической копилке» не одна роль, в том числе и главная, и не так-то просто им сейчас держаться на втором плане (все-таки они ведь не взрослые еще!), – и новичков из «Страны возможностей», для большинства из которых это не только первый в жизни спектакль, но и вообще первый опыт общения с таким большим количеством людей. Чему учит Карлик Нос? Нельзя смеяться над физическими недостатками людей. За свои жестокие слова можно пострадать, что в итоге и произошло: мальчик Якоб оскорбил старуху-ведьму. За это он был превращен в уродливого карлика. Одно из самых мощных «за-граничных» впечатлений моей подруги, имеющей «особенного» брата, – большое количество инвалидов (в том числе и колясочников) на улицах и в транспорте. А ведь там людей с ОВЗ не больше, чем у нас! Просто больше хороших колясок, правильно организованная инфраструктура. Человек может путешествовать, ходить в магазины, посещать музеи, театры, учиться – жить полной жизнью. Почему у нас не так? За какую ниточку нужно потянуть, чтобы ситуация начала меняться? И пусть нет простого ответа, пусть есть целый комплекс факторов, основная причина пробуксовки инклюзии, похоже, – мы с вами. Наше общество в целом не готово принимать особенных людей. В организации инклюзивных школ сегодня существует гораздо больше вопросов, чем ответов, но прекрасно, что появляются проекты, подобные «Стране возможностей» – где дети не делятся по категориям. Инклюзия нужна не только «особенным», но и обычным ребятам. – Расскажите, пожалуйста, Дарья, были сложности в начале проекта, связанные с адаптацией? – Мои артисты начинают понимать, что наш проект – это серьезный труд. Конечно такого, чтобы все и сразу восприняли идею инклюзивного спектакля с радостью: «Ура, мы будем работать!» – не было. Каждому ребенку – да и его родителям! – хочется играть главную роль, проявить себя, раскрыться. А тут тебя намеренно ставят на второй, а то и третий план. Но это полезный эксперимент. Это делает нас человечнее, нежнее, более открытыми к чужой боли. Сейчас наш репетиционный процесс – в большей степени создание своего рода ячейки общества. Учимся общаться! Образно говоря, это не «Страна возможностей» в театре «Сова», а наоборот… – А в целом, обошлось без больших трудностей? – Был очень грустный момент, когда один мальчик отказался ходить на репетиции, узнав, что с нами будут работать необычные дети: «Почему я должен это делать?» Его мама просила их извинить. Разумеется, у каждого есть право отказаться, уйти. Но когда работаешь с ребенком несколько лет, он растет у тебя на глазах, ты его учишь чему-то, вкладываешь душу, ждешь творческой и душевной отдачи, а он вдруг уходит, – это болезненно… Я приняла его выбор, смирилась, но мальчик передумал, написал мне – и вернулся. Переходный возраст! Нам всем было непросто. Готовила своих артистов – не надо бояться! В конце концов это не заразно, и от многих похожих проблем никто не застрахован: может случиться тяжелая травма – и ты уже не такой, как прежде… Запомните этот опыт! Вы будете взрослыми, и кем бы вы ни стали в будущем – министрами, мэрами, «большими людьми», – он будет очень важен для вас! Нужно быть терпеливым и смириться со своим положением, если пока нельзя ничего изменить. Главная мысль сказки «Карлик Нос» заключается в том, что неважно, как ты выглядишь, важно, какой ты внутри. Главное – сохранять человеческое достоинство и следовать общепринятым моральным нормам. Когда Якоб понял, что с ним произошло и почему, он стал гораздо лучше относиться к людям. Это очень важный момент инклюзии – в каждом из нас живет страх оказаться не таким, как все. Но если с детства видишь, что одноклассница в коляске и слабовидящий одноклассник так же ходят в школу, общаются с другими, мечтают, строят планы, – страхов будет меньше. Нужно относиться друг к другу очень бережно, с пониманием и терпением, спотыкаясь и совершая ошибки, проживать каждый день и учиться жить в нормальном обществе разных людей. А еще это история о дружбе – с любыми испытаниями легче справиться, если рядом друг. Благодаря дружбе с гусыней Мими Якоб вернул себе прежний облик, а ей помог снова стать человеком. Почти все подопечные «Страны возможностей» говорят о том, что у них появились новые знакомые и друзья. Настя Шадрина: – Играю главную роль Ханны, матери Якоба. Хотя больше всего я хотела бы быть не актрисой, а художницей. Я люблю рисовать, у меня дома много альбомов! Радуюсь, что у меня теперь много знакомых! Дима Худяков: – А я в спектакле играю рассказчика, такого современного Вильгельма Гауфа, который написал эту историю. Мне тоже очень нравится здесь, у меня много друзей появилось – Настенька, Илюшенька, Егорушка. Илья Кадыев: – Мне в постановке предстоит рассказать стихотворение и играть на баяне. Ну, и в общих сценах участвую, где нужно хлопать в ладоши, показывать радость, испуг. Если бы все это потом продолжалось, еще ставили бы спектакли, я бы хотел в этом и дальше участвовать. У меня тоже появились здесь новые знакомые, больше всего мне нравятся Коля, Игорь, который мне часто помогает, и Лера. – За каждым ребенком из «Страны возможностей» закреплено несколько детей из «Совы», – продолжает рассказ Дарья Найденова. – Они меняются. В некотором роде это помощь и родителям наших особенных артистов: по крайней мере, на время занятий они могут отлучиться по делам, перевести дух и чуть-чуть отдохнуть, переложив немного своих забот на других… Знаете, вот каждый раз до слез пробирает момент, когда приходит Ульяша Медведева, – она идет только к Даше Карповой или Кире Мальцевой, им она полностью доверяет. И хотя Ульяна довольно адаптирована, у нее любящая семья, которая активно занимается с ней, общается она далеко не с каждым – только с теми, кого выбирает сама. Я задаю вопросы «совятам» Даше Карповой и Степану Осокину. Даша: – В самом начале было сложновато, потому что непривычно. Но с Ульяной работать мне нравится – она очень светлый хороший ребенок, мы друг друга хорошо понимаем. – Степан, трудно быть тьютором? – Да, непросто… И самое важное, чему учит сказка, – надежда. Якоб не терял надежды вернуть свой прежний облик, возвратиться к родителям, которых очень любил. Так и случилось. – У меня по-прежнему немало тревог, связанных с нашим проектом, – делится Дарья. – Это объяснимо: все же я не педагог-дефектолог, не психолог и не медик, и мне бывает страшно сделать что-то не так. Но у нас сложившаяся команда, в проекте работают профильные специалисты. И кроме этого мы всегда можем рассчитывать на помощь родителей наших подопечных – тех, кто остался с нами, не отсеялся. – А были те, кто ушел? – К сожалению были. У всех случаются разные обстоятельства… – То есть инклюзивная театральная студия будет работать? – Хочу в это верить. Наша премьера состоится в декабре – это волшебное время, когда загадываются желания, строятся планы. Сказки в жизни есть – мы можем творить их сами, особенно, если есть единомышленники и друзья. .................................................. Александра Семенова