Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:



Соль земли!

29 января 2021 09:01

Количество просмотров: 425

Общение с Юрием Сергеевичем воспринимаешь, как "взрыв мозга", после которого, улыбаясь, запоминаешь услышанное, записываешь и формируешь новые вопросы. Юрий Сергеевич – человек честный и прямой, не крививший в своей жизни душой, ценящий и излучающий юмор. Он из поколения созидателей, опыт которых нужен и сегодня. Беседуя с ним, заметила, что он в большей степени говорит не о себе, а о людях и событиях. Так, как это было в истории района и области.

Папа, мама и военное детство

Юрий Сергеевич рассказывает:

– Отец Сергей Александрович Сребрянский из Воронежа, по профессии бухгалтер. Он был интеллигент, что называется, до мозга костей. Как он попал в Сибирь, познакомился с мамой, нам не известно.

Мать Ефросинья Егоровна – из крестьянской семьи. По маминой линии род наш на Алтае проживал от села Новикова до Енисейска.

Мама была фельдшером. После окончания медицинских курсов ее направили в поселок Темиртау Кемеровской области, там в конце января 1936 года и родился Юрий Сергеевич.

Когда началась война, маму, как медицинского работника, первой взяли на фронт. Служила в госпиталях от Новосибирска до Сталинграда. Отец был призван позже, но войну прошел до Берлина. Маленький Юра в это время жил у бабушки в Бийске.

Юрий Сергеевич до сих пор помнит запах послевоенного крестьянского хлеба. Его привозили замороженным, и, когда оттаивали, стоял неповторимый, потрясающий аромат!

– В войну хлеб у нас был из отрубей и трав – разве можно сравнивать! А еще был гидролизный: обработанная клетчатка древесная, дрожжи и немного ржаной муки. И только в школе детям с первого по четвертый класс давали настоящую ржаную булочку и чай с американским сахарином.

Вернувшись, родители стали работать в Управлении дороги Чуйского тракта (Новосибирск – Бийск – Ташанта) в Бийске. Отец – бухгалтером, мама – в больнице.

Переезд в Майму

В ведении управления был интернат для детей рабочих-дорожников в селе Майма-Чергачак, построенный перед войной (сегодня на этом месте располагается здание казначейства).

Ребятишек туда помещали с четырехлетнего возраста – чтобы родители, часто подолгу жившие и работавшие на отдаленных участках, могли не переживать за них.

У интерната была мощная материальная база: огород, сад, овощехранилище, большое подсобное хозяйство в Черемшанке, где растили коров, лошадей, свиней.

Когда один из директоров интерната был осужден за финансовые нарушения, должность эту предложили Сергею Александровичу Сребрянскому, которого все в управлении знали как добросовестного работника, коммуниста.

Так семья Сребрянских оказалась в Майме.

Сергей Александрович возглавлял интернат с 1947-го по 1958 год. Ему удалось отладить работу по всем направлениям: воспитание, обучение, приобщение воспитанников к сельскому труду. Хозяйственными делами – в саду, огороде, на ферме – руководила Ефросинья Егоровна. Она была прекрасным организатором, вокруг которого вертелось все и трудилось много людей – в столовой, прачечной, бане, огороде, на ферме и в саду.

Школьная пора

– В Майминскую первую (тогда единственную) школу я пришел в 1947 году семиклассником. Окончил ее в 1955-м. До сих пор помню своих школьных учителей – математика Алексея Михайловича Балашова, физика Виталия Антоновича Лукина, он еще и прекрасным шахматистом был. Знания получали фундаментальные! – делится воспоминаниями о школьных годах Юрий Сергеевич.

И действительно, Анатолий Гуренко и Юрий Сребрянский решали задачи журнала физико-математических факультетов! Юрий, к тому же, в девятом и десятом классах был чемпионом школы по шахматам.

Вторым после учебы у парней был спорт. Прыжки в высоту на областных соревнованиях давались Юре лучше всех, но он был лидером и в других видах – капитан сборной по футболу и волейболу, чемпионом по лыжным гонкам.

В те годы большое значение придавалось общественно-полезному труду: школьники работали на хмельнике, помогали убирать сено, заготавливать дрова для школы – забот хватало. Старшеклассники с энтузиазмом благоустраивали парк культуры и отдыха, где тогдашний председатель сельсовета Носов распорядился построить эстраду – для концертов и духового оркестра, который играл на танцах. Сколько воспоминаний связано с этим местом – юность, развлечения, мороженое и морс, первая любовь…

А ученическая самодеятельность! На всю школу славился дуэт Юрия Сребрянского и Розы Сухановой, который потом превратился в трио – присоединился Юрий Белоглазов (будущий певец Свердловского оперного театра). Исполняли произведение Даргомыжского "К Наташе". А после всех концертов, смотров – танцы! Танцевать Юрий Сергеевич любит и сейчас! Как и петь: он и теперь первым затягивает: "Ой, Днипро, Днипро… Ты велик, могуч!" сильным, приятным голосом.

Выбор пути

– Дружба с Толей Гуренко, его увлечение науками оказали на меня большое влияние, – продолжает Юрий Сергеевич. – Сначала мы с Васей Поповым пытались поступить в Томский политехнический на гидроэнергофакультет. Но – конкурс двенадцать человек на место! Поступили без стипендии, решили вернуться. На следующий год с Толей стали студентами Новосибирского сельхозинститута. Помню, на экзамене по химии с ним произошел показательный случай. На вопросы билета он отвечал без подготовки, и тогда профессор попросил написать формулу почвы. Анатолий написал. Профессор высказал сомнение, однако Толя ответил, что это новейшая формула: "Вы читаете журнал "Химия и жизнь"?" И преподаватель признал его правоту.

Когда Юрий стал студентом, внезапно, в 54 года, ушла из жизни мама. Тяжелая служба в госпиталях подорвала ее здоровье, с войны она вернулась, имея инвалидность. После ее похорон юноша два месяца пробыл дома. За такой долгий пропуск в институте сняли со стипендии. Пришлось реабилитироваться: на своем курсе Юрий организовал коллектив художественной самодеятельности, сам писал сценарии, был конферансье. Победа в конкурсе среди факультетов – и стипендию восстановили.

"Такие мужики нам здесь нужны!"

После окончания вуза при распределении Сребрянский просился на Сахалин или Курилы. Но директор Овсянников сказал: "Такие мужики нам здесь нужны!" И новоиспеченный агроном получил направление в Маслянинский откормсовхоз Новосибирской области.

Через два года Юрий Сергеевич получил письмо из Маймы от А.Ф. Мошкалева и М.И. Филимонова: "Срочно приезжай!"

Что же происходило тогда в Майме? Шестьдесят лет назад, в 1961 году, по инициативе первого секретаря обкома партии Р.А. Дорохова создавались Горно-Алтайская сельхозопытная станция и опытное производственное хозяйство. В Майме директором ОПХ вначале был И.Р. Новиков, через год его сменил А.С. Пальцин – то, что в Майме появилось сильное ОПХ, его заслуга.

Вот сюда-то и пригласили Юрия Сребрянского на должность главного агронома. Костяк хозяйства составляли профессионалы: зоотехник Н.В. Украинская, ветврач А.П. Косых, инженер А.Ф. Мошкалев, заведующий МТМ М.И. Филимонов, инженер по трудоемким процессам А.И. Булавин.

Юрий Сергеевич так вспоминает о своих коллегах:

– Все они были главными специалистами своих отделений, но особенно выделялась Надежда Украинская, выпускница Омского сельхозинститута. Острый ум, хорошая память и порядочность всегда делали ее интересным собеседником. На любой вопрос отвечала моментально, не умела хитрить, обходить острые углы. Если кто-то из руководителей был неправ, Надежда Васильевна прямо говорила об этом.

1964 году в должности директора утвердили Ю.И. Чулкина, выпускника Тимирязевской академии, успевшего поработать замдиректора Зональной селекционной станции в Алтайском крае. Он был моложе многих специалистов ОПХ, большинству из которых тогда было не больше тридцати. Решили: "Этот тоже ненадолго!" Но ошиблись.

Новый директор с ходу, как говорится, "врубился" во все дела и начал перестройку сразу по всем фронтам. Изменилась культура земледелия, быстрыми темпами начало развиваться хмелеводство, так как это была самая доходная отрасль. Резко пошла в гору механизация животноводства, в считанные годы все было электрифицировано и механизировано, а новые скотные дворы сдавались уже оборудованными по последнему слову техники. Для животноводов организовали двухсменную работу, что очень облегчило труд, и люди стали охотнее идти работать на ферму. Увеличился, что немаловажно, заработок. В хмелеводстве стали применяться чехословацкие комбайны и сушилки. Началось и жилищное строительство.

Юрий Сергеевич Сребрянский считает, что стоял у истоков этой сельскохозяйственной махины, в числе ее создателей. Его задачей было обеспечить кормами растущее поголовье скота. Внедренный посев кукурузы широкорядным способом вместе с бобовыми культурами уже после двух лет работы позволил увеличить надой молока в полтора раза! А организатор производства Юрий Сребрянский получил свою первую награду – медаль ВДНХ.

"Солдат партии"

Первый секретарь обкома КПСС Р.А. Дорохов через некоторое время вызвал к себе перспективного агронома и выписал направление в Усть-Кан – начальником сельхозуправления. Кого-то такая стремительность, может, и выбила бы из колеи, а солдат партии, как себя называл Юрий Сергеевич, уже назавтра в полдень доложил, что дела принял!

К тому времени у него был опыт строительства складов активного вентилирования зерна и первой в области зернофабрики – этот опыт был успешно внедрен в Усть-Канском районе. Зернофабрики появились в Ябогане и Яконуре.

Новый секретарь обкома Н.С. Лазебный пригласил Юрия Сергеевича на должность заместителя заведующего сельским хозяйством областного комитета партии. За три года в этой должности Сребрянский окончил Высшую партийную школу и был назначен заведующим сельскохозяйственным отделом обкома, здесь он проработал с 1971-го до 1985 года. Горно-Алтайская автономная область в то время справлялась почти со всеми планами сельхозпроизводства. В житницу превращалась даже "обратная сторона Луны" – Кош-Агачская земля. Полив земель, внедрение новых культур, например рапса, в Усть-Канском районе сначала на площади в 7 га, затем 1200 га давали хорошие запасы корма. Почти прекратили завозить солому из ближайших районов Алтайского края.

Кроме чисто агрономических проблем решались партийные, кадровые вопросы, приобретался опыт партийной руководящей работы. В 1985 году ушел на пенсию первый секретарь Майминского райкома партии В.К. Афанасьев, и Юрий Сергеевич возвращается в родной район, заменив его на этом посту. В Майме к концу восьмидесятых активно начинается возведение поселка Гидростроителей: двенадцатиквартирные жилые дома, торговый центр, детская больница на тридцать коек.

Однако этот период связан с потерей многих позиций развития из-за директив "на новое мышление". Юрий Сергеевич не смог встать в ряды "демократов", не вступил ни в одну из новоявленных партий, и по сей день остается верен только КПСС.

Опыт, проверенный временем

Сребрянский мог бы быть советником для новых специалистов сельского хозяйства, ведь опыт, который уже оправдал себя, просто необходим!

В наше время должен быть кардинальный возврат к земле, как кормилице. Что же посоветует профессионал?

Твердое убеждение Юрия Сергеевича: "От веку была забота скот накормить!" Как это сделать – практические рекомендации Сребрянского:

– Возродить сортоучастки и семеноводство сельскохозяйственных культур.

– Обратить особое внимание на бобовые. Это возможность реально получать по 40 центнеров урожая с гектара. Чистейший белок! Комбикорма покупаем нередко сомнительного качества, а свои возможности не используем.

– Вернуться к травосеянию: клевер, люцерна, эспарцет, рапс. Эспарцет коровы съедают без остатка. Рапс – сенажная силосная культура. Северная Европа выживает за счет рапса!

– У нас очень малое количество пахотных земель. Значит, стоит вернуться к интенсивным перекрестным посевам.

– Шире использовать пропашные культуры: подсолнечник, кукурузу совместно с горохом, бобами и викой.

– Гречка и просо помогут в трудные времена.

……............................................

Татьяна Кульбеда.Использованы фото из семейного архива

Ю.С. Сребрянского и Музея камня


Автор: Александра Калачикова